Вопрос — ответ

Тарифы снова выросли

Схема оплаты изменилась, цены на коммунальные блага поднялись

С 1 сентября тарифы на услуги ЖКХ вновь возросли. Вслед за июльским
6-процентным ростом стоимость горячей и холодной воды, водоотведения и тепловой
энергии поднялась для жителей Иркутской области еще на 5,8%. Единственное, что
не повысилось с 1 сентября, это тариф на электроэнергию. Для жителей Иркутска он
по-прежнему составляет 72 коп. за 1 кВт/ч, а для Иркутской области — 50,4 коп. В
остальном же стоимость коммунальных услуг возросла.

 По мнению чиновников, необходимость ежегодного пересмотра тарифов
обусловлена рядом объективных причин, в том числе и увеличением цен на ГСМ,
энергоносители и стройматериалы.

— В среднем рост тарифов на услуги ЖКХ с учетом повышения с 1 июля и с 1
сентября составит в городе Иркутске 9,4%, — комментирует ситуацию Константин
Башков, начальник управления жилищного хозяйства и инженерных коммуникаций
комитета по ЖКХ администрации города Иркутска. — Если учесть, что предел
максимальных индексов, установленных службой по тарифам Иркутской области,
составляет 12%, то все в пределах нормы.

Забывчивый платит больше?

С началом этого месяца в Иркутске стали действовать и более жесткие меры в
отношении нерадивых плательщиков. Это тоже одно из сентябрьских новшеств.
Теперь, если не внести квартплату за минувший месяц в срок до 10-го числа
следующего месяца, за каждый день просрочки будут начисляться пени.

— С одной стороны, это справедливо, ведь от своевременной оплаты коммунальных
услуг зависит бесперебойная работа ресурсоснабжающих организаций, — отмечает
эксперт Александра Шипицына. — Единственное, что смущает, это 10-е число. Я
считаю, дату нужно изменить. Во-первых, потому что пенсии у нас в стране
выплачивают до 20-го, а во-вторых, и зарплату зачастую выдают чуть позже. Не
зря, например, за домашний телефон платежи нужно вносить до 20-го числа. Зачем
изначально ставить сроки, которые людям априори в тягость?

Солидарна с мнением кандидата наук и Екатерина Игнатова. — Пенсию начисляют
до 20-го, а коммуналку заплатить надо до 10-го. Пенсионерам — самым
дисциплинированным потребителям услуг — это, конечно, неудобно.

Отопление по-новому: удобно или нет?

Еще одно нововведение, вступившее в силу 1 сентября, касается схемы оплаты
тепловой энергии. Так, если раньше плату за отопление пропорционально разбивали
на все 12 месяцев, то сейчас нам предстоит расплачиваться за тепло только в
период отопления, то есть примерно с середины сентября и до середины мая.

— Новая схема оплаты продиктована принципом своевременности, то есть
взиманием средств по факту оказания услуг, — комментирует ситуацию Тамара
Винарская, директор Иркутской городской теплосбытовой компании. — В целом я не
думаю, что перемены существенно затронут интересы горожан, ведь на общей сумме
платежей это не скажется. Просто раньше мы разбивали ее на 12 месяцев, а сейчас
на 9.

Потери по дому — спорный вопрос

Еще одно ноу-хау — разделение коммунальных платежей на квартирные и
общедомовые. То есть оплата услуг, индивидуально потребленных (либо по счетчику,
либо по нормативу), будет теперь рассчитываться отдельно, а за общедомовые нужды
— отдельно: скажем, за освещение и отопление лестничных клеток. К слову,
по-хорошему, общедомовыми счетчиками все многоквартирные жилые дома должны были
обзавестись еще к 1 июля. Теперь же, согласно новому 261-му закону, общедомовые
приборы учета будут устанавливать сами ресурсоснабжающие организации. Причем за
счет собственников и без учета их мнения. А между тем в многотысячной армии
потребителей, где общедомовые счетчики уже установлены, давно раздаются громкие
споры. Причина — так называемые потери. То есть разница между показаниями
общедомового счетчика и тем объемом ресурсов, который начисляется к оплате всем
потребителям. Этакий излишек, который делится в равных долях между всеми
жильцами многоквартирного дома — и теми, у кого есть индивидуальные счетчики, и
теми, у кого их нет.

— А между тем потери по воде — это не только некие протечки в трубах, но и
потребление ресурсов теми, кто живет в квартирах без прописки и без счетчиков. А
ситуация весьма типичная, — говорит эксперт Александра Шипицына. — Масса квартир
в Иркутске служат для владельцев источником доходов и попросту сдаются. То есть
по факту в них живут целые семьи, а официально никто не проживает.
Соответственно и по нормативам за воду не платит. Так почему же добросовестные
соседи, несмотря на наличие счетчиков, должны нести из-за кого-то потери? Это
явная недоработка в законодательстве!

Следите за платежками

Напомним, что кроме коммунальных услуг есть еще и жилищные. Это вывоз мусора,
уборка подъездов и прочие работы по содержанию и ремонту домов, которые
выполняют управляющие компании. И согласно букве закона, решение о наценке на
стоимость жилищных услуг принимается на общем собрании жильцов, причем не чаще
одного раза в год. Однако вместе с тем, по словам представителей ТОСов, под
шумок отдельные управляющие компании города стоимость своих услуг уже успели
увеличить. И здесь нельзя забывать, что, по закону, договорные отношения могут
быть закреплены либо подписью в документе, либо принятием условий по факту, чем,
собственно, и пользуются сегодня управляющие компании. То есть если вы несколько
раз оплатите жилищные услуги по уже увеличенным расценкам, то тем самым
согласитесь с новыми тарифами. Отсюда и совет: смотрите в
платежки.

Загрузка...