Уан-Зо-Ли Владимир

Известный в прошлом столетии циркач и актер родился в Иркутске

Начав свою карьеру в 1927 году с цирковой арены, Владимир Уан-Зо-Ли, по национальности китаец, в послевоенные годы стал появляться и на широком экране. Одна из самых запоминающихся его ролей — начальник колонии в фильме «Джентльмены удачи», а фраза «Если будут бить — немедленно стучите в дверь...» стала крылатой. Во время Великой Отечественной войны он работал в составе концертной бригады артистом оригинального жанра — жонглером-иллюзионистом. Артист получил два ранения и орден Отечественной войны II степени.

Его фамилию писали в самых разных вариациях: и Ван-Зо-Ли, и на русский манер
— Уанзолин. Владимир Уан-Зо-Ли родился 31 октября (18 октября по старому стилю)
1909 года в Иркутске в семье врача. Еще в детстве семья переехала в Москву. В
1926 году Владимир окончил Государственную студию киноискусства и через год
впервые появился на арене цирка вместе со своим братом — Сергеем Уан-Тен-Тау.
Сергей был старше Володи на год. Братья выступали в составе цирковой труппы «Лю
Кум Хай».

Под куполом — на косах

Историю появления Владимира на арене цирка описывает доктор искусствоведения
Юрий Дмитриев в журнале «Советская эстрада и цирк» (№ 11, 1984, стр. 25): «Едва
ли сохранилось большое количество любителей цирка, помнящих про знаменитую в
20-е годы труппу «Лю Кум Хай». А в свое время даже в больших цирках она занимала
положение аттракциона. Цирки тогда, после империалистической, а затем
Гражданской войн, находились в трудном положении, реквизит и костюмы артистов
нуждались в обновлении. Что же касается «Лю Кум Хай», то им удалось сохранить
первоклассную обстановку, а халаты, в которых артисты появлялись на арене,
поражали роскошью. В репертуаре труппы имелись фокусы, жонглирование трезубцем,
балансирование, трюки «каучука», то есть удивительного изгибания тела. Артисты
прыгали в обруч, утыканный ножами и подожженный. Но главным у них было
раскачивание на косах. В финале выступления два артиста, находясь друг против
друга и зажав между коленями стол, подтягивались на косах под самый купол и там
делали вид, будто закусывают, крича при этом: «Ай, хорошо!»

В эту же пору в Москве жил врач, знаток тибетской медицины. Не знаю уж, по
какой линии, но он был связан с руководителем труппы дальними родственными
связями. И тот, приезжая в столицу, останавливался у него в доме. У врача было
два сына, красивые, сильные, спортивно подготовленные юноши. И «Лю Кум Хай»
увлек их романтикой цирковой жизни, возможностью поездить, посмотреть страну. И
они вступили в его труппу. А потом, когда «Лю Кум Хай» уехал в Китай, начали
выступать самостоятельно, исполняя вдвоем весь репертуар, который в труппе был
разделен на девять человек, конечно, кроме раскачивания на косах и еще
«каучука». (Косы они состригли.) Особенно хорошо молодые люди подбрасывали и
ловили трезубцы, в этом деле они достигли подлинной виртуозности. Трезубец то
взлетал под самый купол, то, как будто подчиняясь волшебной силе, вращался
вокруг рук и тела, то звонил вставленными в него звоночками, то становился
совершенно бесшумным, хотя переворачивался во все стороны. Трезубец казался
волшебным, действующим по своей воле. Позже мне довелось видеть многих артистов,
показывающих подобный трюк, но такого мастерства я больше не встречал!»

Со временем братья расстались. Сергей перешел в организацию «Цирк на сцене»,
продолжал показывать замечательные фокусы, стал изобретателем новых трюков. Так,
у него на картине, которую он держал в руках, начинала по реке двигаться джонка.
Это был артист редкого сценического обаяния, один из сильнейших мастеров иллюзии
и манипуляции. Владимир все свои умения перенес на эстраду.

Два ранения артиста оригинального жанра

В 1931 году Владимир Уан-Зо-Ли впервые сыграл роль в кино — он снялся в
фильме режиссера Николая Экка «Ущелье Алмасов». Как раз перед началом войны — в
1940 году — Уан-Зо-Ли подготовил китайский номер, где жонглировал трезубцем,
тарелками и прыгал в кольцо, пронзенное ножами. С этим и другими номерами во
время Великой Отечественной артист стал ездить в составе концертной бригады по
расположениям частей нашей армии. Случалось ему давать концерты вместе с
известной певицей Лидией Руслановой. Во время войны Владимир был дважды ранен —
в апреле 1942 г. в частях 8-го кавалерийского корпуса, а 4 августа 1944 г. он
получил тяжелое ранение во время выступления перед 139-й армейской пушечной
артиллерийской бригадой 39-й армии.

Из наградного листа: «Тов. Уан-Зо-Ли Владимир Валентинович — артист
оригинального жанра/жонглер-иллюзионист, работает в составе концертной бригады,
обслуживающей части действующей Красной армии фронта с октября м-ца 1941 года.
За время работы на фронте тов. Уан-Зо-Ли выступил в более чем 1500 концертах,
принимаясь повсеместно фронтовой аудиторией с неизменным успехом. Благодаря
высокому актерскому мастерству тов. Уан-Зо-Ли стал одним из популярнейших
актеров на фронте, известным всему рядовому и офицерскому составу. Свою работу
по художественному обслуживанию фронта тов. Уан-Зо-Ли несет самоотверженно и
мужественно, невзирая на то, что эта работа неоднократно была сопряжена с
жизненным риском. Имеет ряд благодарностей, объявленных в приказах командиров и
частей соединений Западного и 3-го Белорусского фронтов. 24 июля 1944 г. тов.
Уан-Зо-Ли награжден медалью «За оборону Москвы». За проявленную отвагу и
самоотверженный труд в художественном обслуживании частей действующей Красной
армии, представляю тов. Уан-Зо-Ли к государственной награде — ордену
Отечественной войны II степени».

Китаец, японец, начальник колонии

Со своим популярным китайским номером, а также с двумя новыми —
«Художник-моменталист», в котором рисовал шаржи на зрителей, и «Музыкант» (играл
на кларнете и пиле) — Уан-Зо-Ли был принят на работу в Москонцерт, где
проработал до ухода на пенсию в 1984 году. Из-за своей характерной внешности
Владимир Уан-Зо-Ли появлялся только в эпизодических ролях, играя китайцев,
японцев, монголов и очень часто — отрицательных персонажей. Он снимался в
фильмах «ЧП. Чрезвычайное происшествие» (1958), «Сергей Лазо» (1967), «Цирк
зажигает огни» (1972), «Государственная граница». Фильм 3: «Восточный рубеж»
(1982), «ТАСС уполномочен заявить» (1984) и многих других.

Владимир Уан-Зо-Ли пытался привить любовь к цирку и своему сыну Александру,
но тот, повыступав некоторое время с отцом, предпочел карьеру саксофониста. «Ван
Зо Ли выступал с сыном Сашей, — пишет Александр Василевский в книге «Иллюзионное
искусство» (2007 г., стр. 34). — Они показывали традиционные китайские трюки:
исчезновение утки, рыбалка. Ван Зо Ли располагался на авансцене как на берегу.
Закидывал удочку с наживкой в зал и ловил рыбку. Рыбку снимали с крючка и
бросали в банку с водой. Живая рыбка плавала в банке!» Владимир Уан-Зо-Ли умер
от аденомы 16 августа 1998 года в своей московской квартире. Похоронен на 34-м
участке Ваганьковского кладбища вместе с родителями, сестрой и братом.

Фильмография и роли

* «Ущелье Алмасов» — 1931

* «Крейсер «Варяг» — 1946

* «ЧП. Чрезвычайное происшествие», Гао, — 1958

* «Сергей Лазо», японский генерал Янагаки, — 1967

* «Джентльмены удачи», начальник колонии, — 1971

* «Слушайте, на той стороне...» — 1971

* «Цирк зажигает огни» — 1972

* «Хождение по мукам» — 1977

* «Поговорим, брат...» — 1978

* «Опасные друзья», таежник, — 1979

* «Ангел мой» (новелла в киноальманахе «Молодость», выпуск 1) — 1980

* «Владивосток, год 1918» — 1982

* «Государственная граница». Фильм 3: «Восточный рубеж», хозяин
ювелирного магазина, — 1982

* «Аукцион» — 1983

* «ТАСС уполномочен заявить...» — 1984

* «Русь изначальная» — 1986

* «Номер люкс для генерала с девочкой» — 1991

* «Сердца трех — 2» — 1993

* «Ермак» — 1996

Подготовила Ольга Игошева. Использованы материалы и фотографии
magicpedia.ru,
target=_blank>www.peoples.ru.

Метки:
baikalpress_id:  36 372