Балалайка — «немодный» инструмент

Сережа Высоких играет на балалайке на концертах и в группе, а также побеждает во многих конкурсах

На региональном этапе всероссийского фестиваля-конкурса «Хрустальные звездочки — 2012» иркутянн Сергей Высоких занял первое место в номинации «Исполнительское мастерство». Это далеко не первая победа парня — в списке его достижений диплом лауреата II степени городского фестиваля-конкурса солистов и ансамблей русских народных инструментов «Великой Победе посвящается», диплом лауреата II степени IV открытого зонального конкурса исполнителей «Звезды Прибайкалья», диплом лауреата I степени городского конкурса исполнителей на домре, балалайке. Кроме того, Сережа четыре раза становился обладателем стипендии мэра города Иркутска, а также именной стипендии Дениса Мацуева «Новые имена». А весной этого года исполнитель получил диплом участника международного фестиваля «Надежда» в городе Красноярске.

Для Сережиных 15 лет побед достаточно. Когда-то давно на балалайке играл его
прапрадед — пасечник, а дед был радистом на войне и передал внуку по наследству
отличный слух. Самый главный Сережин наставник — мама, она же друг, советчик и
личный психолог. Татьяна Высоких — психолог Центра управления в кризисных
ситуациях ГУ МЧС России по Иркутской области. А конкурс «Хрустальные звездочки»
как раз и организуют для детей сотрудников правоохранительных и иных
государственных органов. А все могло быть и по-другому.

— Вообще, когда мы с мамой приехали в детскую музыкальную школу № 2 города
Иркутска, я мечтал учиться игре на гитаре, — рассказывает Сергей. — Но, когда
уже начали оформлять документы, нам говорят: «Зачем вам идти на гитару? Идите
лучше на балалайку!» А мы: «Балалайка? Что это вообще такое? Там же всего три
струны, что на них вообще можно сыграть?!» Пришли к Василию Васильевичу
Куковякину. Он спрашивает: «Что вам сыграть?» А мы: «Ну давайте Паганини, Баха».
Он нам все играл. А потом дал мне в руки балалайку. И я просто понял, что хочу
играть так же. Отец вообще хотел меня спортсменом воспитать, а мама говорила:
«Он же в музыкальную школу ходит, не дай Бог, руки-ноги повредит!» Первые годы я
ходил в музыкальную школу, чтобы по улице не шататься без дела. А потом
понравилось, родители начали меня поддерживать, давать мне советы: как играть,
что играть, как вести себя на сцене, как подготавливаться к конкурсам.

Друзья по-разному относятся к Сережиному увлечению. У большинства такая
позиция: «Балалайка — три струны, я хозяйка всей страны». С юмором относятся.
Однако есть и те, кто поддерживает Сергея и искренне радуется его новым победам.
Сергей признается, что пару раз ему все-таки хотелось бросить свою «боевую
подругу»:

— В детстве, когда друзья гуляли на улице, я приходил домой, обедал и сразу
шел в музыкальную школу, проводил там время, возвращался, делал уроки. Были и
такие моменты: «А-а-а! Балалайку отдать Василию Васильевичу! Прощай, музыкальная
школа! Здравствуй, счастливое детство!» Но благодаря родителям я продолжал
учиться. А сейчас рад, ведь если б они меня тогда не удержали — меня бы никто
сейчас не знал и не было бы конкурсов, побед, наград...

Чтобы оставаться в форме, парень занимается почти каждый день, по 2—3 часа: —
Это раньше я садился на 15—20 минут раз неделю. А когда завоевал первую награду,
понял, что балалайка — это способ пробиться в жизни. Поэтому начал активно
заниматься: играть упражнения, гаммы, этюды, упражнения для развития беглости
пальцев. Сейчас у меня их целый сборник, страниц 150—160. Сережа уверен, что
балалайка — инструмент универсальный, на нем можно исполнять даже эстрадные и
джазовые песни:

— Например, «Старое банджо» Гуревича. Или «Бразильский карнавал». Его вообще
мало кто исполнял, а когда я первый раз сыграл его в филармонии, там зрители
просто ахнули: как такое на балалайке вообще можно играть?! По сути это гитарное
произведение. Вроде бы то, что нельзя играть на балалайке, я играю. Я исполняю
Баха, Паганини — это все сложно играть. Правда, иногда люди думают: «Что эта
балалайка? Паганини — он же скрипач, давайте лучше скрипку послушаем».

Пару раз исполнителя на сцене подводили... струны. Однажды на городском
конкурсе (где Сергей все-таки занял первое место) на репетиции он играл
«подтяжку» (гитарный прием), и в последний момент струна с грохотом лопнула.
Пришлось парню бежать в магазин.

А однажды казус произошел прямо на сцене: — Я никогда это не забуду: прижал
руку, чтобы сыграть приемом вибрато, а у меня упала подставка — и все струны
повисли. Фортепиано продолжало играть. Останавливаться нельзя — это конкурс. Ну,
я кое-как настроил, подстроил, закончил, взял последний аккорд — и весь зал
закричал: «Браво!»

С другом по музыкальной школе Сергей организовал группу. Однажды мальчишки
просто попробовали сыграть вместе на балалайке и гитаре. Потом решили собрать
коллектив из нескольких человек. Сначала группа получилась фольклорной:
балалайка, аккордеон, скрипка. Потом купили электрогитары, бас-гитару,
усилители, микрофоны, шнуры, подставки. Сейчас в Сережиной в группе шесть
человек: акустика, электрогитара, бас-гитара, ударные инструменты, фортепиано и
скрипка. Ребята сами пишут музыку, исполняют и уже готовятся к записи своего
первого диска. В детстве Сережа мечтал стать сначала рокером, потом медиком, как
мама, а потом водителем, как папа. А потом познакомился с музыкой и сейчас
твердо уверен — будет музыкантом.

Метки:
baikalpress_id:  36 366