Пусть звенят...

65 лет назад по улицам города иркутяне впервые поехали в трамвае

Уже целых 65 лет иркутяне пользуются удобным и надежным транспортом. В середине прошлого века первый трамвай торжественно прошел по улицам города и с тех пор стал неотъемлемой его частью. За три первых года существования трамваи перевезли более 11 миллионов пассажиров, а маршрут путей протянулся на 10 километров.

Транспортный поток в Иркутске растет с каждым годом. Буквально на глазах
увеличивается количество автомобилей на дороге — и в обратном направлении
меняется культура вождения. Ритм современной жизни не оставляет шансов всему
старому и доброму. Например, иркутским трамваям. Эти стальные гиганты вызывают
все больше недовольства: металлические и громоздкие, они создают неудобство
автолюбителям, их рельсы опасны для велосипедистов, а грохот разносится далеко
вокруг, заставляя уже немолодые дома дрожать.

Так ли на самом деле неудобен транспорт, не только сохранившийся более
полувека и отстоявший свое место среди общественного транспорта, но и
продолжающий развиваться? Сейчас на городские дороги ежедневно выходят 37
трамваев, перевозящих за день на расстояние маршрута в 84 километра около 70
тысяч человек, каждый пятый из которых пользуется проездными льготами.

В разы увеличился и коллектив трамвайного управления, но, как рассказали
водители-наставники Татьяна Коновалова и Инга Бойко, за последнюю пару лет
количество желающих управлять трамваями заметно поубавилось. Раньше, с грустью в
голосе говорит Инга, посвятившая трамвайному делу более 30 лет своей жизни, этот
вид транспорта был популярен, а вакансии всегда были востребованны.

— Сама я попала в водители почти случайно, увидела объявление в трамвае и
пришла, — делится воспоминаниями она. — Но никогда не жалела о своем выборе. Это
была судьба!

Инга и Татьяна не только возят пассажиров, но и обучают своему мастерству
стажеров. Это важно — не только выполнять непосредственную работу, но и делиться
тем, что получается лучше всего.

— Кроме того, это дает нужное разнообразие, чтобы не заскучать! — шутят
женщины.

Хотя скучать в кабине им точно никогда не приходится. Трамвай — машина
большая и не слишком поворотливая, поэтому всегда нужно быть начеку.

— На работе я всегда сосредоточена и напряжена на все 100, нет, даже на 110
процентов, — говорит Татьяна, и ее нагрудный знак «За работу без аварий»
подтверждает эти слова. — Но при этом абсолютно спокойна, никакого страха или
проявления нервов допускать нельзя.

Нужно отметить, что водителей-женщин в трамвайном управлении большинство. И
это естественно, ведь женский пол всегда аккуратнее и ответственнее относится к
работе. Для них нет слова «не хочу»: на работу могут вызвать каждого для подмены
заболевшего. Ровно 38 трамваев должны выйти на пути, 37 маршрутных и
технический, и ни трамваем меньше. Безответственные люди просто не справятся с
таким трудом, хотя тех, кто ушел и после приходит, «берут обратно хоть по 150
раз». Трамвайное управление гостеприимно раскрывает двери для новых сотрудников
и обучает их работе на маршрутах, для остальных предусмотрены курсы повышения
квалификации. — Зимой шесть лет назад, — вспоминают Татьяна и Инга, — в
трамвайный парк поступили два новых, совершенно отличавшихся от прежних вагона.
Управление ими полностью устроено на основе электроники. Группу из семи человек
сразу сняли с линий и отправили на обучение в Улан-Удэ.

Старейший общественный транспорт в Иркутске развивается стараниями всех
сотрудников — трамваи ежемесячно ремонтируют, заменяют детали, часто разбирая их
полностью, чинят рельсы. Несмотря на то, что многие считают трамваи опасными,
аварии случаются крайне редко — огромные машины почтенного возраста содержат в
хорошей форме. Кроме того, это действительно безопасный вид транспорта — как для
экологии города, так и для пассажиров, ведь кузов электрического трамвая всегда
заземлен через колеса.

Трамваи важны для Иркутска как традиция и как удобный, вместительный,
безопасный транспорт. Помимо этого наставницы Инга и Татьяна учат своих стажеров
не только вождению трамвая, но и правилам этичного поведения на дороге. Главное
для них — это сохранить традиции уважения участников дорожного движения. Пусть
пройдет еще 65 или 165 лет — хочется, чтобы на улицах так же весело звенели
иркутские трамваи!

Метки:
baikalpress_id:  16 935