Гуру забытого кино

Должность оператора иркутянин Евгений Корзун получил лишь после того, как его фильм попал на международный фестиваль

Он живет в необъятном краю, среди мужественных по силе духа и красоте людей. Этот край величественной природы дарует людям счастье и каждый день открывает перед ними неисчислимые богатства. Имя этому краю — Сибирь, а его певец и летописец, кинооператор-документалист — Евгений Алексеевич Корзун. Он мальчишкой пришел на студию кинохроники помощником кинооператора. Ему повезло на учителей — он попал в руки к мастерам, настоящим кинохроникерам. Это были известные кинооператоры Алексей Белинский и Михаил Колесников, редакторы Павел Непомнящий, Борис Лапин, Семен Меклер.

Большая любовь к Северу

 Первая большая командировка Корзуна в начале шестидесятых пришлась на
Ледовитый океан. Евгений тогда был всего лишь помощником оператора Донатона
Озолина, с которым снимал фильм «Человек — хозяин Севера» по сценарию Павла
Непомнящего. Холодный Север настолько затянул иркутянина, что после этого он еще
восемь раз побывал в Арктике.

К слову, звание оператора Евгений Корзун получил, проработав пять лет
ассистентом. Подняться на одну профессиональную ступеньку выше помог фильм
«Аянга» (в переводе с бурятского — «мелодия»), сценариста Африкана Бальбурова.
Главная героиня почти бессюжетного фильма (специалисты трактовали его как
лирико-философское эссе) — девочка Дарима из Новоселенгинска, которая играет на
скрипке, фортепиано. Настроение работе придавали пейзажи Бурятии. По мнению
специалистов, фильм получился, и его взяли на Международный фестиваль стран Азии
и Африки в Ташкент. Вскоре после этого из Москвы пришла телеграмма — Евгений
Корзун получил звание оператора.

Такие разные фильмы

Евгений обладает удивительным даром видеть все новое. Его глаза и объектив
умело выделяют происходящее, да так, что заставляют волноваться сердце. Нельзя
без волнения смотреть снятые им сюжеты для киножурнала «Восточная Сибирь» (а их
выходило четыре в месяц!), и кинофильмы, и специальные выпуски кинохроники. А
сколько еще метров оставалось за кадром или безжалостно вырезалось режиссером.
Лучшие работы, ставшие известными и всесоюзному зрителю, и авторитетным жюри
разных конкурсов и кинофестивалей, это были ленты Е.Корзуна «Крестьянский сын» —
о генерале армии, земляке Афанасии Белобородове, «Чужая боль» — о малолетних
преступницах, отбывающих наказание в детской колонии.

Его фильм «Жили-были семь Симеонов» стал лауреатом европейского фестиваля
документального кино в Лейпциге, на котором сам автор был отмечен высокой
премией. Приз «За лучшую операторскую работу» на фестивале в Екатеринбурге в
1995 году стал итогом кропотливой работы над киноповествованием «Корраль» —
фильмом о жизни чукотской семьи на берегу океана. Лента «Рыбацкое счастье»,
главным героем которой стал ольхонский рыбак Алексей Куржумов, на международном
фестивале в Москве удостоена «Золотого краба».

Если говорить и вспоминать о маршрутах поездок и экспедиций кинооператора,
достаточно назвать одну-две — от Певека на Чукотке до Мурманска на Белом море,
на ледоколах побывал на Северном полюсе, архипелаге Северная Земля, на острове
Диксон, Медвежьих островах в Карском море... Всего не перечислить. Герои многих
лент стали друзьями. Среди них — первый капитан атомного ледокола «Ленин» Павел
Пономарев, ветеран войны, кавалер орденов Славы Семен Батагаев, егерь с Колымы
Иннокентий Кочкин, народный артист РФ, лауреат Государственной премии Виталий
Венгер...

Куда ушло документальное кино

А сколько дорог-путей мы прошли, проехали, пролетели вместе с Женей! Я был с
фотоаппаратом, а он с тяжеленной аппаратурой. Бывало, для звукозаписи возили по
400—500 килограммов техники. Сегодня она умещается на ладони. Нашими спутниками
были геологи, строители, летчики, шоферы — простые люди.

Документальное кино сегодня отдано телевидению, похоронен большой пласт
культуры. Кино сейчас — это самодеятельность, где каждый сам себе режиссер.
Летопись-история страны — это забота государства, а не предпринимателя дяди
Васи. «Наше кино в прошлом, —рассуждает Евгений Корзун, — это не только
информация, но и большие, глубокие социальные, публицистические темы, портреты
лучших, заслуженных людей». Сорокалетний труд Евгения в кино признан и отмечен в
нашей стране: он заслуженный работник культуры, лауреат Государственной премии
России.

Эдгар Брюханенко, фоторепортер, заслуженный работник культуры РФ Фото из
архива Евгения Корзуна

Метки:
baikalpress_id:  36 323
Загрузка...