В поисках «штопора»

Ученые из России и Германии делились в Иркутске опытом борьбы с городскими пробками

«Состояние дорожно-транспортного травматизма», «Планирование сети маршрутов общественного транспорта», «Городские агломерации и транспортные проблемы», «Моделирование пешеходных потоков», «Совершенствование расчетных методик руководства по пропускной способности дорог»... Эти и многие другие актуальнейшие в наше время темы обсуждали участники российско-германской конференции по транспортно-градостроительному планированию. Общение ученых двух стран состоялось в стенах Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета.

— Почему мы пригласили на данное мероприятие немецких специалистов? Да потому
что Германия — это страна с традиционно мощной автомобилизацией, — поясняет
ректор ИрГТУ Иван Михайлович Головных. — Те проблемы, которые мы здесь
обсуждаем, у них возникли в числе первых. И решаются они очень качественно, на
высоком профессиональном уровне. На конференцию приехали представители
университетов Дрездена, Веймара, ученые из Карлсруэ. Кроме того, мы тесно
работаем с коллегами из Штутгарта, других немецких городов. Я считаю, у нас
сложилось очень конструктивное сотрудничество и в области научных кадров, и в
области научных исследований.

— Кому-то покажется невероятным, но это факт: все население Германии можно
усадить на передние сиденья автомобилей, которые ездят по дорогам страны, — так
начал свою беседу с журналистами Ульрих Браннольте, профессор кафедры
транспортного планирования и организации дорожного движения Университета Баухауз
города Веймара. — На тысячу жителей у нас приходится 500 автомобилей. Чтобы
страна не превратилась в одну большую пробку, приходится очень много работать и
придумывать все новые методики. Есть у нас, например, специальные направляющие
устройства, которые в автоматическим режиме, в зависимости от создавшейся
ситуации, могут изменить схему движения на автобанах, отправив часть
транспортных средств по другим дорогам. В городах главным оружием против пробок
становится пропаганда.

Стараемся внушить жителям, что преодолевать короткие расстояния быстрее и
полезнее для здоровья пешком или на велосипеде. Для двухколесного транспорта,
кстати, во всех крупных населенных пунктах построена разветвленная сеть дорожек.
Кроме того, муниципалитеты постоянно развивают и совершенствуют систему
общественного транпорта — особенно рельсового (трамваи и маятниковые поезда). Ну
и, конечно, очень выручают наших водителей современные навигаторы. Благодаря
этим приборам можно всегда рассчитать самый приемлемый маршрут, свободный от
заторов.

Необходимо отметить, что Иркутский технический университет, его транспортная
лаборатория, начавшая свою работу в 2004 году, является одним из первопроходцев
в деле транспортного планирования в России. Именно на берегах Ангары впервые в
стране появилась мощнейшая компьютерная программа известной в научных кругах
немецкой фирмы PTV AG. Благодаря новым технологиям специалисты могут с
минимальными погрешностями разложить по полочкам все, что связано с дорожным
движением в масштабах целого города. А работу эту просто необходимо проделать в
ближайшее время...

— В Иркутске автомобилизация уже давно и намного превысила самые смелые
ожидания разработчиков старого городского генплана, — рассказывает профессор
кафедры менеджмента и логистики на транспорте ИрГТУ Александр Михайлов. — На
одну тысячу жителей мы имеем 300 автомобилей. Между тем строительство уличной
дорожной сети реализовано всего на 60%.

Одна из основных транспортных проблем Иркутска, по словам профессора, —
отсутствие городской кольцевой дороги. Ранее она рассматривалась
проектировщиками, сейчас о проекте как-то подзабыли.

— Предполагалось, что по ней можно будет, минуя центр города, всего за
полчаса попасть из микрорайона Солнечного в Иркутск II или Ново-Ленино, —
продолжает Александр Михайлов. — По нашему мнению, строительство этой
инфраструктуры или резервирование территории под нее должно стать стратегической
задачей градостроительной политики.

Есть проблемы, касающиеся явно развивающейся агломерации. Так, в Иркутском
районе в последнее время активно прибывает население: за последние 5 лет прирост
составил более 50 тыс. человек. Люди живут в пригороде, работают в областном
центре, сюда же возят детей в детсады и школы. Однако никто не владеет
информацией о размерах пассажиропотоков и их распределением. Кроме того, нужно
просчитать и понять масштабы ежедневных маятниковых поездок с трудовой целью,
которые затрагивают несколько городов региона — Иркутск, Шелехов, Ангарск,
Усолье-Сибирское и Черемхово.

Чтобы подсчитать все обозначенные профессором Михайловым проблемы, не хватит
пальцев на двух руках. Добиться положительных результатов, по его мнению, можно,
только применив к решению научный подход. Ученые ИрГТу в любой момент готовы
подключиться к данной работе, тем более что опыт у них есть: специалисты
транспортной лаборатории технического университета участвовали в разработке
проектов моделирования транспортных потоков и маршрутных схем на дорогах
Санкт-Петербурга, Улан-Удэ, Комсомольска-на-Амуре. Теперь вот надеются, что их
наработки будут востребованы в родном городе...

Метки:
baikalpress_id:  36 279