Из столицы в столицу

Автопробег Пекин — Москва глазами его участников

«В 1907 году по инициативе французской газеты «Матэн» был устроен автомобильный пробег из Пекина в Париж вдоль Сибирского тракта на Москву и Варшаву. Путешественники выехали из Пекина 27 мая в составе 3 французских, 1 голландского и 2 итальянских экипажей. Первый итальянский экипаж на моторе «Италия» в 28 лошадиных сил возглавлял принц Сципион Боргезе, путешествовавший со своей супругой Анной-Марией. Второй итальянский экипаж на «Фиате» в 24 лошадиные силы управлялся графом де Гроппелем. От Голландии был представлен автомобиль «Спикер» в 15 лошадиных сил, за рулем которого был Чарлей Годар...» В полном объеме сей довольно познавательный исторический очерк можно прочитать на сайте www.beijing-moscow.com. Кстати, то был не просто развлекательный пробег, а самое настоящее ралли. Победителей ждала награда в 100 000 франков.

Читаем дальше: «От Пекина через степь Гоби до Кяхты путешественников
сопровождал конвой китайской конницы, на русской территории его сменили
казаки... 18 июня в 9 часов 8 минут вечера к Амурской заставе Иркутска прибыл
головной автомобиль принца Боргезе, где его встречало Иркутское общество
велосипедистов-любителей во главе с председателем Н.В.Яковлевым. Принца и его
спутников препроводили для отдыха в дом купца С.Н.Родионова. На следующий день
на «Циклодроме» было устроено радушное чествование прибывших гостей...»

Финишировал тот исторический автопробег, длившийся чуть более двух месяцев, в
Париже 31 июля. Надо ли говорить, что первым заветную черту пересек супермощный
по тем временам автомобиль принца Боргезе. ...И вот спустя 105 лет любители
автомобильного туризма из России и Китая решили совершить свой автопробег — из
Пекина в Москву. Организован он некоммерческим партнерством «Мир без границ», а
состоялся в рамках празднования Года российского туризма в Китайской Народной
Республике благодаря поддержке двух министерств, отвечающих за развитие туризма
в своих странах. Естественно, мощность железных коней на сей раз была в разы
выше, да и произведены они были (кто бы век назад мог о таком подумать!) на
Азиатском континенте, а точнее — в Китае.

Естественно, что и эта экспедиция не могла проехать мимо Иркутска: 16 июня
2012 года автокараван из 12 внедорожников Great Wall торжественно встретили
возле восстановленных Триумфальных ворот. К тому моменту путешественники прошли
2/5 маршрута — 4 тыс. км от запланированных 10 тысяч.

Примечательно, что на первом этапе российский контингент этого международного
проекта наряду с представителями столичных СМИ составляли лишь иркутские
журналисты — съемочная группа ИГТРК, в составе корреспондента Ольги Куклиной, а
также оператора и водителя одновременно Романа Рютина. О самых интересных
моментах первого этапа экспедиции нашему корреспонденту рассказала Ольга
Куклина:

— Если автомобильное путешествие по Европе сегодня в порядке вещей, то Азия в
этом плане пока еще заметно отстает. Цель автопробега, участниками которого нам
посчастливилось стать, — оценить туристический потенциал китайских и российских,
особенно восточных, регионов России. Смотрели все — дороги, гостиницы,
инфраструктуру, природу, турпродукты. На каждом этапе участникам предлагалось
заполнить довольно большую анкету, где в условиях анонимности оценивалось все
увиденное и пережитое нами. Данные, как нам сказали, будут переданы для
обработки в министерства туризма.

Маршрут экспедиции был тщательно проработан. Организация была на самом
высоком уровне. Практически на всех этапах нас сопровождали специальные
автомобили — сначала китайской, а потом российской полиции. В крупных городах
проходили пресс-конференции, на которых местные руководители рассказывали о
своем видении развития туризма в регионе, представляли нам какие-то турпродукты
— были среди них и достаточно интересные, а были и так называемые мыльные
пузыри. Последние очень быстро разоблачали своими вопросами опытные московские
акулы пера — из таких изданий, например, как «Коммерсантъ-Деньги», РИА
«Новости», радиостанция «Голос России» и т. д.

Стартовали мы 5 июня из Пекина. Сразу скажу, что с экологической точки
столица Китая очень грязный город. Дышать полной грудью здесь невозможно —
постоянно висит густой смог. Москвичи, сравнивая здешние условия с летними
деньками, когда вокруг нашей столицы начинают гореть торфяники, пришли к выводу,
что у нас дышится гораздо свободнее. Какие еще впечатления оставила китайская
часть нашего путешествия? Сразу хочу предупредить туристов, которые собираются
ехать в Поднебесную на автомобиле: международные водительские удостоверения
здесь не действуют. Нужно получать временные — местные, а чтобы их получить,
необходимо за 50 дней до поездки отправить запрос на оформление. Стоит, кстати,
услуга недешево — около 700 долларов на человека.

Дороги в Китае не хуже, чем в Европе, по крайней мере мне так показалось: две
полосы в одну сторону, две — в другую, посередине разделительная полоса с
деревьями; причем если нет натуральных, то обязательно ставят искусственные.
Зоны для стоянки автотранспорта (с туалетами) примерно через каждые 30—40
километров — так что здесь не надо бегать и искать кустики, как это зачастую
происходит в России. Кстати, то, что в Китае не хватает земли (а у меня было
такое мнение) — миф. Иной раз мы ехали по 100 километров — и ни одного
населенного пункта вокруг не было. Это вам не Япония, где землю приходится
отвоевывать у моря. Поражает контраст между большими современными городами и
небольшими деревушками, где люди до сих пор сеют рис вручную и живут очень
скромно.

В одну такую деревню мы заезжали. Народу почти никого — то ли в полях, то ли
в городе на заработках. Жизнь наблюдалась только в трех домишках у дороги.
Хозяйка одного из них согласилась нас покормить. Пока она готовила, удалось
познакомиться с местным бытом. В доме печка — на манер нашей русской, нары, на
которых спят, небольшая кухонька. Все обставлено очень просто. Любопытно было
посмотреть, как здесь готовят. В китайской кухне, к которой мы привыкли, обычно
всего понамешано да сдобрено всякими приправами так, что не поймешь, из чего
сделано блюдо. Мы же видели, как рубят топором изготовленную заранее лапшу, как
сушат грибы, какие-то водоросли... Все свое, все натуральное. Ужин оказался
потрясающе вкусным.

Поразило то, что вокруг Харбина расположено 16 горно-лыжных комплексов. Нам
бы так... И еще: населенный пункт с 800 тысячами жителей китайцы считают
небольшим городком, а журнал тиражом 2 миллиона экземпляров — небольшим
изданием.

Настоящим шоком для всех выезжающих из Китая становится контраст между
сияющей огнями Маньчжурией — городом-призраком, в котором все направлено на
торговлю с Россией, и таким же приграничным Забайкальском, в котором мы даже не
нашли заведения общепита, где могли накормить нашу, в общем-то, не очень большую
группу — 34 человека. Поесть удалось только в армянском кафе в Борзе.

При этом здесь мечтают осуществить большой турпроект — постройку большой
русской деревни стоимостью 1,5 миллиарда рублей. Нашли пока вот всего 26
миллионов.

Но зато какая у нас красивая природа! Это сразу бросается в глаза, когда
пересекаешь границу. И деревья у нас зеленее, и небо синее, и облака белее...
Это не только мое мнение — у нас ведь в экспедиции были опытные фотографы, а уж
их-то не обманешь.

Большое впечатление на всех путешественников произвела встреча на границе
Забайкальского края и Республики Бурятия. Местные власти встречали нас
хлебом-солью, устроили нам большой концерт, в котором участовали представители
25 национальностей, проживающих в этих краях. В чистое поле вынесли огромные
самовары, угощали нас пирожками. А потом познакомили с местным довольно
интересным туристическим проектом. Привезли в старообрядческое село. Сами
староверы чужих в свой дом не пускают. Так здесь выкупили несколько усадеб,
оформили их как надо и возят теперь сюда туристов. Довольно любопытно,
этнотуризм называется. Иностранцы очень любят это направление: здесь они могут
окунуться в быт сибирской глубинки, попасти скот, полистать старые книги,
зарядиться энергией от древних икон...

Надо ли говорить, что всех очаровал Байкал. На берегах озера, на бурятской
стороне — в Горячинске и Энхалуке, изначально была запланирована большая
двухдневная остановка, так никто уезжать потом не хотел оттуда.

В Иркутске завершился первый этап экспедиции. Произошла смена экипажей.
Остались только организаторы, некоторые журналисты да представители китайской
стороны. Новички же прибыли в Иркутск из Пекина на самолете. По задумке
устроителей автопробега по китайской территории должны были путешествовать
россияне, а с красотами наших краев в большинстве своем будут знакомиться
туристы из Китая.

* * *

На момент опубликования материала экспедиция Пекин — Москва достигла
Уральских гор (пересекла Свердловскую область). В Москву, по плану,
путешественники должны прибыть поздно вечером 2 июля.

Загрузка...