«Заячья» трагедия

Скрываясь от контролера, безбилетный пассажир электропоезда получил тяжелейшую травму: дверью ему зажало, а потом оторвало руку

Назвать везунчиком жителя Черемховского района Андрея Мутовина сложно, поскольку не дай Бог попасть в такую переделку, в какую попал он. С другой стороны, после всего произошедшего он остался жив, а это в определенной степени уже везение. А еще можно сказать, что ему повезло с людьми. Нет, не с теми, по чьей вине он оказался зажат дверями электрички, но с другими — теми, кто не бросил его умирать на железнодорожных путях, а впоследствии не поменял своих показаний в суде. А еще со следователем, который расследовал это уголовное дело и довел его до конца. Во многом благодаря этим людям виновные в трагедии Мутовина сегодня уже названы, в то время как нередко подобные случаи просто замалчиваются.

Бегом от кондуктора

Эта жуткая история произошла 16 ноября 2010 года. Вечером 45-летний Андрей
Мутовин возвращался на электричке от своего друга из Черемхово. Его путь лежал
до станции Касьяновка, где он жил вместе со своими родителями. Мутовин на тот
момент нигде не работал, денег у него не было, поэтому на проезде он решил
сэкономить, тем более что ехать было недалеко — несколько остановок. К несчастью
Мутовина, уже через 15 минут после того как поезд тронулся от пункта
отправления, на станции Гришево в вагон вошел кондуктор. Андрей решил избежать с
ним встречи, перебежав из одного вагона в другой во время остановки
электропоезда. Однако в тот момент, когда он уже взялся обеими руками за поручни
соседнего вагона, двери электрички закрылись. Мутовин остался на платформе, его
руки были намертво зажаты пневмодверью, а поезд стал набирать ход.

Мужчина с криками побежал рядом с поездом по платформе. Метров через
пятнадцать ему все-таки удалось освободить правую руку, левая оставалась зажата.
Неимоверными усилиями, тяжестью собственного веса несчастный все-таки вырвался,
сломав себе руку, порвав мышцы, и упал между платформой и поездом. Электричка
набирала ход, а выступающие части несущейся железной махины били несчастному по
голове (сегодня она вся покрыта шрамами), раздробили пятку. Каким образом
безбилетнику удалось выжить — загадка.

На платформе в тот момент находилось еще трое: двое супругов и молодой
парень, разыскать которого впоследствии не удалось. В то время как Мутовин бежал
за поездом, они махали вслед составу. Как стало известно позже, проводница
видела, что по платформе бежал мужчина и махал, но не придала этому значения —
подумала, что это кто-то из отставших. Поезд ушел, а потерявший сознание Мутовин
остался лежать между рельсами и платформой. Случайные свидетели трагедии
вытащили из глубокой колеи истекающего кровью человека, положили на платформу.
Перетянули ремнем поврежденную руку и вызвали скорую. Врачи приехали быстро,
Мутовина доставили в городскую больницу Черемхово, где в реанимации ему
ампутировали искалеченную руку, но спасли жизнь. О том, что случилось,
локомотивная бригада электрички, под колесами которой едва не погиб человек,
скорее всего, узнала еще до прибытия в Иркутск, поскольку дежурный по станции
Гришево сообщил о произошедшем по внутренней системе ВСЖД. Однако впоследствии
ни машинист, ни его помощник, ни проводница не признали своей вины.

— ВСЖД проводила собственное расследование по этому делу. Посчитали, что их
сотрудники ни в чем не виноваты, — рассказывает Николай Рафиков, следователь
Иркутского следственного отдела Восточно-Сибирского следственного управления на
транспорте Следственного комитета РФ. — Между тем мне удалось доказать, что это
не так.

Дело принципа

Следователи заверили: случай действительно редкий, и расследовать его было
крайне сложно. И дело даже не в полученной Мутовиным травме, поскольку на
железнодорожном транспорте несчастные случаи, в том числе и со смертельным
исходом, происходят.

— Только на территории обслуживания нашего отдела, то есть от Байкальска до
Черемхово, случаи травмирования людей происходят несколько раз в неделю, —
говорит Николай Рафиков, — как в летний, так и в зимний период. Но в большинстве
случаев все происходит по вине самих пострадавших: пассажиры в алкогольном
опьянении падают или даже засыпают на путях; травмируются дети.

 Локомотивные бригады ВСЖД редко допускают правонарушения, поскольку на
железной дороге действует строгая дисциплина. За 2010—2011 годы было
зафиксировано только два случая, когда удалось доказать вину лиц, в чьи
обязанности входит управление объектами повышенной опасности. Последний из них
произошел на территории Тайшетского района — тогда пожилую женщину также зажало
дверями, протащило несколько метров, и от полученных травм она скончалась.
Второй случай произошел с Мутовиным. Он оказался особенным, в первую очередь
потому, что удалось доказать вину работников ВСЖД.

Это стало возможным благодаря позиции супругов Монаховых, которые помогли
спасти жизнь мужчине, а потом и встали на его сторону в суде. Между тем, как
пояснил Николай Рафиков, очевидцы совершения подобных преступлений находятся
редко.

Неудивительно, что Андрей Мутовин, несмотря на то что получил колоссальную
психологическую и физическую травму, первое время не хотел судиться. Ведь
обвинить его, рядового безработного, в халатном отношении к собственным здоровью
и жизни было очень просто. По словам Рафикова, вначале работники дороги
утверждали, что Мутовин сам прыгнул под поезд. По другой их версии, его
травмировало другим электропоездом. — Мне удалось убедить Андрея Мутовина, что
люди, допустившую подобную халатность, должны быть наказы в назидание другим, —
продолжает Николай Рафиков. — Уж они-то ни в коем случае не должны пренебрегать
своими обязанностями. На месте Мутовина мог оказаться совершенно любой человек,
в том числе и ребенок. Действовать надо было принципиально и не отступаться от
своих показаний.

Вердикт: виновны!

Как же стала возможна такая чудовищная ситуация? Почему никто в электричке не
заметил человека, которого зажало дверями? Следствие доказало: это произошло
потому, что в тот момент локомотивная бригада отступила от должностных
инструкций.

Так, проводник, который находится в хвостовом вагоне, обязан был
удостовериться в том, что все пассажиры благополучно сели в вагоны, убедиться,
что в проемах дверей вагонов людей нет, проводить взглядом платформу по ходу
движения поезда и только после этого дать сигнал к отправлению поезда. Кроме
того, проводник обязан провожать взглядом станцию до конца, до того момента,
пока последний вагон не минует платформу.

Если бы 16 ноября 2010 года на станции Гришево проводница электропоезда Елена
К. все это сделала, Мутовин вообще не оказался бы в плену у стальной машины. Но,
как позже объясняла следователям К., у нее именно в тот момент замерзла голова и
она ушла за шапкой. Допустим. Но как объяснить тот факт, что она не обратила
никакого внимания на сигналы, которые ей подавали с платформы?

Также доказана вина помощника машиниста Виталия М., который обязан был,
согласно должностным инструкциям, во время стоянки поезда находиться на
платформе и наблюдать посадку и высадку пассажиров. Только после того, как на
платформе не осталось ни одного человека, он должен был подать сигнал машинисту,
что двери можно закрывать. Только тогда машинист мог дать сигнал к отправлению и
трогаться с места. Машинист Владимир Жарков в свою очередь не проконтролировал
работу локомотивной бригады.

В марте этого года Черемховский городской суд вынес обвинительный приговор.
Машинист и его помощник получили по одному году условно, с лишением права
занимать должности, связанные с эксплуатацией железнодорожного транспорта.
Проводница К. получила условно шесть месяцев. Кроме того, суд удовлетворил
исковое заявление со стороны потерпевшего в размере 500 тыс. руб. Всю сумму
искалеченному человеку обязана будет выплатить ВСЖД.

Метки:
baikalpress_id:  16 519