Настоящий класс!

В обычной школе Ангарска учатся дети, страдающие ДЦП

О том, насколько неудобно быть инвалидом в нашей стране, знают многие. Тем, кто по той или иной причине ограничен в передвижении, сегодня сложно даже выбраться в город, где нет оборудованных лестниц, остановок общественного транспорта, доступа в места общего пользования. Впрочем, говорить сегодня только о проблемах — неправильно, появляются и положительные факты. Так, в одной из обычных общеобразовательных ангарских школ открыли класс для детей, больных церебральным параличом. Подобный эксперимент в Иркутской области проводится впервые и пока успешно.

Обычные дети

— Когда я вырасту, хочу стать доктором, — говорит улыбчивый Андрей Гашев. — Вообще-то моя заветная мечта — стать спецагентом. Сейчас я уже понимаю, что это невозможно, хотя по-прежнему тренируюсь, стараюсь ходить по лестнице сам. Андрея можно смело отнести к тем людям, которые обладают шармом. Он обаятельный, у него лучистые глаза, красиво говорит. Мечтам мальчика мешает сбыться одна проблема — он не может ходить без специальных ходунков и даже просто стоять. Поэтому большую часть времени Андрей проводит лежа, и в классе для него и других ребят специально постелили ковер. В остальном Андрей и его одноклассники ничем не отличаются от своих сверстников. Они так же любят играть, рисовать, смотреть мультики.

Школа № 6 города Ангарска мало чем отличается от других школ. Здесь все те же лабиринты коридоров, обычное расписание уроков, и на переменках так же, как и везде, бегают школьники. Однако именно здесь появился первый, пока что необычный, класс — 5 «В», в котором обучаются дети с ДЦП. Три ученика из этого класса ездят на колясках, еще четверо передвигаются с помощью ходунков, и один мальчик находится на индивидуальном обучении. Только четверо ходят сами.

— Эти дети очень любят школу, — улыбается Татьяна Маркова, классный руководитель 5 «В» и по совместительству учитель английского языка, — любят читать. У них нет проблем с дисциплиной. Учителя, которые проводят здесь уроки, отмечают, что приходят сюда как на отдых. Еще наши ребята любят обедать в обычной столовой. Они были так счастливы, когда смогли сами покупать себе булочки в столовой! Вы бы видели, как гордо они бренчали мелочью в карманах. А ведь до этого, несмотря на то что им по 12—13 лет, за них все делали родители...

Для этих ребят еще очень важно то, что сегодня они могут общаться со сверстниками. У многих уже появились друзья из других классов, они участвуют во всех школьных мероприятиях, к ним приходят старшеклассники, проводят различные конкурсы. Учителя отмечают, что негативной реакции у других детей к людям в колясках нет. Более того, проведенный среди учащихся 5—11-х классов школы опрос показал, что 87% обучающихся считают, что дети с ДЦП должны получать образование в общеобразовательной школе. Что они так же, как и дети здоровые, могут заниматься в кружках: играть в шахматы, осваивать изобразительное искусство, музыку, петь. Просто им нужны чуть-чуть другие условия.

Наболевшая проблема

До сих пор дети, родившиеся в Ангарске с диагнозом ДЦП, обучались в коррекционном детском саду № 9, прикрепленном к школе № 6. После четвертого класса в лучшем случае переходили на домашнее обучение.

— Такая участь постигает всех детей, родившихся со страшным диагнозом, — говорит Инна Морозова, директор школы. — Немногие из них, у кого развитие болезни протекает в менее выраженной форме, начинают ходить в обычные школы. Другие, даже если им посчастливилось ходить в детский сад, переходят на домашнее обучение и, по сути, оказываются запертыми в стенах своих квартир. Кроме вынужденной изоляции добавлялся и другой минус — домашнее обучение проходит по сокращенной программе. А ведь у детей с ДЦП с интеллектом все в порядке. Многие вещи они не могут делать быстро, поэтому для них, конечно же, надо разрабатывать отдельные программы.

— Сегодня наши ребята обучаются по общеобразовательной программе, у них не сокращено ни одного часа, — замечает Инна Морозова. — Учителям, конечно, приходится что-то придумывать, чтобы дети успели усвоить программу, однако при этом в 5 «В» 75-процентная успеваемость — это самый высокий показатель среди учеников пятых классов!

После того как в прошлом году президент России Дмитрий Медведев заговорил о том, что все дети должны получать равные права и образование, Инна Морозова задумалась: почему бы не продолжить обучение детей с ДЦП уже в стенах школы? Ведь проблема социализации детей с ограниченными возможностями уже давно стала наболевшей.

— Это же наши детки! — говорит она. — Если они ходят в садик, будут ходить и в школу. Главное, что было важно, — чтобы эту идею поддержали. Ведь зданию нашей школы 47 лет, его невозможно перестроить под проблемы детей, которые не ходят. Они, например, не могут подниматься по лестницам. Им нужен лифт, но в уже построенных школах его так просто не сделаешь.

Первыми идею директора горячо поддержали родители, которые обратились в управление образования. Там, надо отдать должное чиновникам, поддержали муниципальную целевую программу «Интеграция детей, больных ДЦП, в образовательный процесс школы», которую в Иркутской области и России пока считают экспериментальной. Выделили из городского бюджета 1,8 млн руб. — деньги пошли на переоборудование классов. Для ребят с ДЦП подготовили 4 кабинета — классный, информационный, изостудию и спортивный зал. Закупили специальные столы, к которым можно подъехать на коляске, клавиатуры и мыши, необходимую мебель. В каждый кабинет провели горячую воду. В коридоре установили поручни, за которые они могут держаться, с улицы сделали отдельный вход с пандусом.

— Правда, выше первого этажа ребята не поднимаются, — говорит Татьяна Николаева, тьютор. — Поэтому учителя просто сами спускаются к ним.

Тьютор — новая должность, которая появилась в школе № 6, и ввели ее также за счет муниципалитета. В течение всего дня Татьяна Николаева помогает детям с ДЦП справляться с трудностями, которые возникают у них в повседневной жизни: помогает садиться, вставать, ложиться. И не потому что они инвалиды, а потому в первую очередь, что они дети. Дети, которые еще только учатся жить.

Капля в море

Ребята из 5 «В» уже знают, чего они хотят добиться в жизни. Так, отличник Леша Вайшля мечтает о программировании. Аня Габышева планирует стать переводчиком, а ее классный руководитель отмечает, что у девочки действительно есть способности к иностранным языкам. Настя Кузьмина собирается переехать в Москву и выучиться на дизайнера, как мама. Известно, что людям с ограниченными возможностями, чтобы занять свое место в жизни, надо сил больше, чем здоровым. И сегодня есть надежда на то, что все планы ребят из 5 «В» сбудутся — первый (и очень успешный) шаг, который дает надежду многим подобным семьям, уже сделан. В следующем году в Ангарске по муниципальной программе запланировано еще 1,5 млн руб. для того, чтобы организовать набор ребятишек, больных ДЦП, сразу в первый класс. Если задуматься, эти средства — капля в море, когда речь идет о человеческих судьбах и о счастливых детях. Остается надеяться, что пример Ангарска станет заразительным для других городов Иркутской области и для всей страны.

Метки:
baikalpress_id:  16 466
Загрузка...