Летохов Владилен — физик

Первооткрыватель лазерного охлаждения атомов, лауреат многих премий, почетный профессор ряда зарубежных университетов и академий родился в Тайшете

Владилен Степанович Летохов считался самым цитируемым российским ученым во всех областях науки за период 1973—1988 гг. Американские ученые положили в основу своей работы исследования Летохова и получили за нее Нобелевскую премию по физике в 1997 году. Имя русского ученого в списке награжденных отсутствовало. В качестве извинения за ошибку Нобелевского комитета король Швеции Густав II подарил нашему земляку коттедж в своей стране. Последние годы Владилен Летохов занимался исследованиями астрофизических объектов во Вселенной.

Владилен Летохов родился 10 ноября 1939 года в Тайшете. В 1958 году поступил в Московский физико-технический институт и после успешного окончания вуза в 1963-м продолжил обучение в аспирантуре ФИАН у академика Николая Басова. Начало научной деятельности Владилена Степановича совпало с бурным развитием исследований в области квантовой электроники и лазерной физики. Молодой ученый провел целый ряд пионерских исследований, в том числе в области генерации и усиления мощных лазерных импульсов, лазеров с нерезонансной обратной связью, развития принципов лазеров с высокостабильной частотой излучения.

Профессор нескольких университетов

В 1970 году советский физик, академик АН СССР Сергей Леонидович Мандельштам пригласил подававшего надежды ученого Летохова в недавно основанный им Институт спектроскопии АН СССР в Троицке, на должность заместителя директора по научной работе. Владилен Степанович возглавил исследования по новому научному направлению — лазерной спектроскопии. Он собрал вокруг себя коллектив молодых исследователей и в совместной работе с ними выдвинул и реализовал целый ряд новых идей, которые во многом опережали соответствующие работы за рубежом. Сюда относятся, в частности, многофотонная изотопически-селективная диссоциация молекул ИК-лазерным излучением. На основе этого открытия позже была создана первая в мире промышленная установка лазерного разделения изотопов.

Примерно в эти же годы Летохов стал профессором МФТИ, профессором «Эколь Нормаль» (Франция), университетов Аризоны, Беркли и Айовы (США), Университета Лунда (Швеция). Владилен Степанович всю свою жизнь увлеченно занимался наукой. Простому обывателю непросто понять названия тем научных трудов Летохова, посвященных квантовой электронике и ее приложениям, нелинейной оптике и лазерной спектроскопии. Он разбирался и делал открытия мирового значения: развивал методы генерации мощных лазерных импульсов, изучал процессы взаимодействия лазерного излучения с веществом, в том числе с одиночными атомами и молекулами: многофотонную диссоциацию, детектирование частиц для целей сверхчувствительного анализа, лазерное охлаждение атомов, процессы управления атомными пучками и органическими молекулами при помощи сверхкоротких импульсов света.

Эффект космического лазера

Ряд работ Летохова посвящен лазерным явлениям в космосе. Например, в апреле 2002 года доктор физико-математических наук выступил на сессии Отделения общей физики и астрономии РАН и сообщил, что он открыл эффект лазера в космосе. Новость вызвала немалый интерес и у коллег, и в СМИ.

Вот как он прокомментировал свое заявление в интервью «Независимой газете» в мае того же года: «Профессор Йоханссон из Института астрономии Лундского университета (Швеция) и я в последние годы исследуем необычные атомно-физические процессы в окрестности звезды Эта Карина. Она находится на расстоянии примерно 8 тысяч световых лет от нас. Это крайне нестабильная звезда. Она взорвалась 150 лет назад и во время взрыва наблюдалась в Южном полушарии как вторая ярчайшая (после Сириуса) звезда. В результате взрыва звезды в окружающее пространство было выброшено огромное количество вещества в виде атомов всех элементов периодической таблицы Менделеева. Эти атомы ионизуются высокотемпературным (20—30 тысяч градусов) излучением ее поверхности. Именно в смеси ионизованных атомов в газовых облаках, то есть разреженной околозвездной плазме, вблизи звезды возникает, как и в обычном лазере, неравновесное состояние. Правда, в космосе нет зеркал, и потому лазерное излучение ненаправленно, то есть происходит во всех направлениях, в том числе и в направлении Земли.

Основной компонент выброшенного звездой вещества — водород, и именно его интенсивное монохроматическое излучение, возникающее под действием излучения центральной звезды Эта Карина, обеспечивает накачку уровней ионов железа космического лазера. По существу, окружение этой яркой звезды (она ярче Солнца в несколько миллионов раз) является гигантской естественной лабораторией атомной физики и спектроскопии. В ходе этих исследований нам удалось обнаружить ряд интереснейших эффектов, ранее не наблюдавшихся в астрофизических условиях, в том числе лазерный эффект. Эти исследования мы проводили совместно с доктором Гуллом из Годдардского космического центра».

Вопреки Дарвину

В последние годы своей жизни Владилен Степанович активно увлекся исследованиями, казалось бы, далекими от его основной области интересов, — возникновением жизни во Вселенной. По мнению Летохова, «жизнь возникла где-то»:

«Шанс, что жизнь зародилась на Земле, конечно, есть, но это ничтожный шанс. Мне представляется, что жизнь — это довольно распространенный феномен в Галактике, не говоря уже о Вселенной, и логично считать, что проявления жизни на разных планетах могут (если не должны) быть как-то связаны между собой. Наша планета — одна из ничтожных планет в Галактике, не говоря уже о Вселенной. Даже в пределах нашей Галактики 100 миллиардов звезд! Число планет, пригодных для возникновения жизни, конечно, очень велико. Но считать, что на каждой подходящей планете жизнь возникает самопроизвольно, изолированно, без связей с окружающим космосом, — это, мне кажется, даже в философском смысле весьма примитивный подход. Я никогда не принимал его».

Владилен Степанович обосновал свою необычную для советского ученого точку зрения: «В ДНК заложена колоссальная информация — 109 единиц генетического алфавита из четырех «букв» (нуклеотидов). Попробуйте пересчитать все возможные варианты сочетаний... Дальше представьте себе, что инопланетная цивилизация послала такой биоматериал, который позволяет развиться из него и простейшим формам жизни, и высшим, сохраняя при этом первичную посланную информацию. Молекулярные генетики утверждают, что лишь около 5% ДНК человека содержит некую полезную информацию. Я думаю, что в остальных «молчащих» 95 процентах ДНК содержится та информация, которая и скрывает тайну происхождения жизни, включая полезную и необходимую для нашего дальнейшего развития информацию — с тем чтобы по возможности достичь такого уровня развития, как у пославшей этот биосигнал цивилизации, и проделать ту же самую операцию «посева» для распространения жизни в Галактике на следующие миллионы лет.

Допустим, что сценарий, о котором я рассказываю, имеет право на существование, хотя бы как научная гипотеза. Тогда получается, что человек, развивая методы молекулярной биологии, доберется до чтения генетического кода и прочтет, что записано на этих 95 процентах «избыточной» части ДНК. А может быть, там та самая информация, которую хотела передать нам инопланетная цивилизация. Они нам передают свою жизнь. И главное — гарантированно: эта информация будет прочитана только теми существами, которые достигли высокого уровня развития».

* * *

Умер Владилен Степанович Летохов 21 марта 2009 года, не дожив до своего 70-летия несколько месяцев.

Заслуги

Автор более 750 статей и 12 монографий, наиболее цитируемый советский ученый во всех областях науки за период 1973—1988 гг. Среди учеников Летохова — 60 кандидатов и 12 докторов наук.

Награды