Пахотищев Николай — летчик

Имя Героя Советского Союза Николая Дмитриевича Пахотищева в Тайшете произносят сотни раз в день — в честь знаменитого летчика назван микрорайон. Школа № 85, где когда-то учился мальчик Коля, теперь тоже носит его имя, на здании висит мемориальная доска. Во время Великой Отечественной войны штурман эскадрильи 22-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка совершил, по разным данным, от 236 до 280 вылетов. Он одним из первых начал производить фотосъемку вражеских позиций ночью.

Николай Дмитриевич Пахотищев родился 9 ноября 1919 года в Тайшете, в семье рабочего. Окончил семь классов железнодорожной школы, потом учился в Иркутской школе военных техников и одновременно в летно-планерной школе. В 1936 году призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии; с 1938-го по 1940 год — курсант Челябинского военного авиационного училища.

Штурман эскадрильи

На фронт Николай Пахотищев попал в 1941 году: по одним сведениям — в первые дни войны, по другим — в августе. Воевал на Западном, 1-м и 4-м Украинских фронтах. Одним из первых он освоил ночные вылеты на боевые задания. Штурман эскадрильи 22-го гвардейского бомбардировочного авиаполка 321-й бомбардировочной авиационной дивизии 8-й воздушной армии 4-го Украинского фронта, Пахотищев доставлял грузы, выполнял ночное фотографирование в боевых условиях, бомбил вражеские объекты. К концу войны, опять же по разным сведениям, Николай Дмитриевич сделал от 236 до 280 боевых вылетов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования по уничтожению живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану Николаю Дмитриевичу Пахотищеву было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Из воспоминаний Героя Советского Союза Николая Пахотищева: «Август 1942 года. Страна переживала тяжелое время. Москва — сердце страны — подвергалась бомбардировкам противника с воздуха. Много ночей не спала столица, отбиваясь от врага. Для производства налетов противник сконцентрировал огромное количество самолетов на ближайших к столице аэродромах: Брянск, Сеща, Шаталово, Двоевка, Ново-Дугино...

Эти аэродромы прикрывались сильной системой ПВО: с земли — зенитной артиллерией (ЗА) различного калибра, прожекторами, звукоуловителями, аэростатами заграждения; с воздуха — патрулированием истребителей прикрытия; а поэтому в дневное время было весьма трудно вести разведку. Посылали на разведку лучшие экипажи, но и они нередко погибали, не получив разведданных. Нужно было произвести разведку аэродрома Ново-Дугино. В течение пяти ночей ходили экипажи на выполнение задания, но безрезультатно.

Для фотографирования ночью применяются специальные фотобомбы, дающие при взрыве почти мгновенную вспышку порядка 500 миллионов свечей. При этом способе фотографирования особенно нужна слетанность экипажа, чтобы в воздухе понимать друг друга с полуслова. Нужно строго выдерживать режим горизонтального полета, ни в коем случае не допускать изменения высоты, а особенно снижения, потому что лучи фотобомбы могут попасть прямо в объектив фотоаппарата и, следовательно, снимок будет засвечен. Нельзя допускать изменения скорости, так как бомба рвется тогда не на расчетном угле отставания бомбы и взрыв может произойти в поле зрения объектива фотоаппарата. Нельзя производить фотографирование и тогда, когда самолет находится в лучах прожекторов, это приведет только к бесполезной трате дорогостоящих бомб.

В ночь с 4-го на 5 октября командир полка подполковник Данченко вызвал наш экипаж в составе летчика старшины Рубцова, стрелка-радиста старшины Чижова и штурмана лейтенанта Пахотищева и дал задание произвести фоторазведку аэродрома Ново-Дугино. Аэродром противника был прикрыт прожекторами до 15 штук, до 10 батарей ЗА различного калибра и аэростатами заграждения, поднимавшимися до высоты 1500—1700 метров. Задача была трудной и ответственной, а для меня тем более, так как впервые доверили выполнение такого сложного задания. Проверив подвеску 6 ФАБ-100 и 1 ФОТАБ-35, исправность вооружения и работу оборудования самолета, вырулили на старт.

Сделав круг над аэродромом, мы легли на боевой курс. Стрелок-радист доложил об установлении радиосвязи с землей. Все навигационные приборы работали безотказно. Через 30 минут пересекли линию фронта на высоте 2500 метров, но фотографировать нужно было с 2000 метров. До цели осталось 17 минут полета. С расстояния почти 15 км показалась сама цель, вырисовываясь в окружающей ночной темноте желтым пятном: аэродром был сильно укатан, так как с него велась интенсивная работа. Решили идти на цель с ходу с курсом 32 градуса, но не успели мы договориться, как были пойманы прожекторами. Другое решение принимать было поздно. Идем на цель, чтобы детальнее изучить ее. Заработали немецкие зенитки, стали слышны разрывы снарядов, от которых самолет иногда вздрагивал. Мы находились в сплошном море огня. Ничего подобного я еще не видел. Мне казалось, что пройти сквозь такой огонь было бы чудом. Однако благодаря искусному пикированию летчика мы благополучно прошли через аэродром. О фотографировании не могло быть и речи, так как самолет находился в лучах прожектора. Приняли решение ходить через аэродром, пока есть горючее в баках, оставив лишь запас на обратный путь. Сделали правый разворот и с курсом 16 градусов пошли на цель. Фотографировать не было возможности. Прошли туда и обратно с курсом 30 градусов, затем 27 градусов, но результатов не добились.

Летчик доложил, что горючего мало. Но как идти домой, не выполнив задания? Решили обмануть противника. Я дал летчику приказание: курс 27 градусов, высота — 3000 метров. Отойдя километров 40—50 на запад от цели и набрав высоту, снова развернулись на цель. Решили подойти к аэродрому с приглушенными моторами, с потерей высоты. Увидев аэродром, летчик увеличил скорость самолета, и с убранным газом самолет подошел к цели.

Вот и цель. Делаю боковую наводку, открываю люки. Противник молчит. Зловещая тишина действует на нервы. Тяжело переносить молчание противника, когда знаешь, что каждую секунду ЗА может открыть огонь. Смотрю на цель. Вот подходят на угол прицеливания стоянки с самолетами. Нажимаю на боевую кнопку. Бомбы летят вниз. Руки работают с молниеносной быстротой. Самолет строго выдерживает режим горизонтального полета. Включаю фотоаппарат и произвожу подсвечивание для перемотки пленки, тем самым подготовив свежий кадр для фотографирования. Жду с нетерпением разрыва ФОТАБ, 20 секунд замедления взрывателя ФОТАБ кажутся вечностью. Разрывы боевых бомб по блиндажам и самолетам противника, разрывы ФОТАБ на мгновение ослепляют. Летчик дает газ, и освобожденная от бомб машина быстро набирает скорость. Опомнившись, противник открывает яростный огонь. Но уже поздно. Цель сфотографирована, задание выполнено. С маневром уходим из зоны зенитного огня и берем курс на свой аэродром. Боевое задание было выполнено, в районе цели нам пришлось пробыть около двух часов.

На аэродроме Ново-Дугино, в юго-западной стороне, на площади 1200х800 метров было сосредоточено 43 самолета противника, преимущественно истребители».

Его именем названы...

По окончании Великой Отечественной войны Николай Дмитриевич Пахотищев продолжил служить в ВВС. В 1952 году он окончил Военно-воздушную академию. В 1965 году полковник Пахотищев ушел в запас, жил в городе Серпухове Московской области. Умер Николай Дмитриевич 6 июня 1980 года. В Тайшете в память о выпускнике Николае Пахотищеве на здании бывшей железнодорожной школы, а сейчас МОУ СОШ № 85 по улице Шевченко, в 1985 году установлена мемориальная доска. Также мемориальная доска висит на доме № 156 по ул. Комсомольской, где с 1919-го по 1936 год жил Пахотищев. В сентябре 1984 года улица Полевая в Тайшете переименована в микрорайон имени Героя Советского Союза Пахотищева. В самом микрорайоне установлена стела.

Также в поселке Большевик Серпуховского района Московской области, в музее Дашковской школы, с 1975 года работает экспозиция, посвященная 22-му гвардейскому бомбардировочному авиационному полку. Всего на 6 квадратных метрах музея расположены ценные экспонаты: схема боевого пути 22-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка, военные и послевоенные фотографии, письма летчиков, а также личные вещи штурмана эскадрильи полка, Героя Советского Союза Николая Пахотищева.

Награды

* Медаль «Золотая Звезда»

* Орден Ленина

* Три ордена Красного Знамени

* Орден Отечественной войны II степени

* Два ордена Красной Звезды

Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments