Вопрос — ответ

Кто может ставить водосчетчик?

Здравствуйте! Я живу в Тулунском районе, п. Писарево (или Селекция). У нас магазин в селе, в 3-этажном, благоустроенном доме с отдельным входом, т. е. подъездом не пользуемся. Мусор вывозим на городскую свалку сами, освещение уличное — наше. Пользуемся электробойлером, горячей водой не пользуемся, установили счетчик для холодной воды. В управляющей компании ЖКХ нам говорят, что юридические лица не имеют права устанавливать водосчетчики, и берут деньги за содержание жилья. Что входит в содержание жилья и почему у нас не должно быть счетчика воды? Капитального ремонта в доме не производилось ни разу, хотя за это регулярно берут деньги. Арюна Цыренжапова

На ваш вопрос отвечает Наталья Чурина, юрисконсульт коллегии адвокатов Иркутской области «Байкальский юридический центр»:

— В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.

Исходя из ч. 3 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. При этом законодатель не делает особых оговорок для юридических лиц — обязанности по оплате коммунальных платежей едины для всех. В соответствии с действующим законодательством обязанность нести бремя расходов на содержание общего имущества не зависит от того, пользуется ли собственник отдельно взятыми объектами общего имущества.

В целом многоквартирный дом спроектирован как единый комплекс с общими инженерными сетями и коммуникациями, поэтому осуществление технического обслуживания находящихся в нем нежилых помещений невозможно отдельно от технического обслуживания дома в целом. Поэтому в силу требований указанных выше норм права издержки по содержанию общего имущества относят как на собственников квартир, так и на законных владельцев нежилых помещений, вне зависимости от их фактического использования. Довод вашей управляющей компании о том, что юридические лица не имеют права устанавливать водосчетчики, не соответствует законодательству.

 В соответствии с п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г., № 307, при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета. Данное правило дублируется в ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса, согласно которому размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета. В силу ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата производится за фактически принятое абонентом количество горячей воды в соответствии с данными учета горячей воды, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно ч. 2 ст. 539 ГК РФ, разделу 9 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995, № Вк-493, абонент обеспечивает учет горячей воды. Однако исходя из п. 1.3, абз. 2 пп. 2.1.1 Правил № Вк-4936, средства измерения устанавливаются у потребителя (абонента) на оборудованном узле учета тепловой энергии воды, который должен размещаться на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом. То есть кроме индивидуального прибора учета должен быть установлен и общедомовой.

Таким образом, при отсутствии соответствующих средств измерения (то есть общедомового прибора учета) объем отпущенной горячей воды должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета горячей воды (подп. «а» п. 5, п. 10, подп. «в» п. 39 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, № 306). При установлении указанных нормативов показания индивидуальных приборов учета воды не принимаются во внимание (Постановление Президиума ВАС РФ от 22.09.2009, № 5290/09, Определения ВАС РФ от 02.02.2010, № ВАС-26/10, от 01.02.2010, № ВАС-18152/09, и др.). Указанную точку зрения также разделяет и Минрегиона России (письмо Минрегиона России от 08.08.2008, № 19624-СК/14). Тем не менее, согласно тем же Правилам предоставления коммунальных услуг и ЖК РФ, оказываемые коммунальные услуги должны быть надлежащего качества.

Контроль за уличным освещением, уборка мусора, капитальный ремонт — прямые обязанности управляющей компании. В случае если вы не согласны с качеством и объемом оказываемых вам услуг, вы должны уведомить об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя. Сообщение о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставленной коммунальной услуги или предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема.

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Если сотруднику аварийно-диспетчерской службы неизвестны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем).

Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором. В случае если ваша управляющая компания отказывается составить такой акт, вы имеете право обратиться с жалобой:

* в службу по тарифам Иркутской области (адрес для корреспонденции — 664027 г. Иркутск, ул. Ленина, 1а; фактический адрес — г. Иркутск, ул. Марата, 31; телефон канцелярии: (3952) 24-06-62);

* в прокуратуру либо в суд.

Метки:
baikalpress_id:  36 156