Женская борьба

Сто лет назад в Иркутске состоялся Международный чемпионат по французской борьбе среди дам

Намечаемое событие вызвало в городе большой ажиотаж, газеты отдавали значительные площади под рекламу. Впервые иркутянам предстояло увидеть представительниц слабого пола в такой необычной роли. В чемпионате участвовали 10 дам-атлетов, считавшихся сильнейшими борчихами своего времени, в том числе и знаменитая Фрида Дамберг.

Международный чемпионат по французской борьбе среди дам открылся 21 апреля 1912 года в цирке шапито торжественным выходом десяти атлеток. Первой на арену цирка с национальным флагом в руках вышла чемпионка Англии Рейтер, а вслед за ней по порядку конферансье объявлял:

— Чемпионка Германии Дамберг! Чемпионка Австрии Офенбахер! Чемпионка Греции Гастилос! Победительница всех мировых рекордов по поднятию тяжестей, чемпионка Шотландии Кельт! Чемпионка Румынии Василеско! Чемпионка Норвегии Нельсон! Кубанская казачка Шевченко! Чемпионка Польши Янковская! Единственная женщина, борющаяся с быками, чемпионка Испании Гаральди!

Туш на груди

После окончания парада на ковер вышли немка Дамберг и австрийка Офенбахер. Поединок между ними продолжался три минуты. Техничная немка, уловив момент, неожиданным приемом tour de tet уложила австрийку на обе лопатки. Следующая схватка, Гастилос — Кельт, отняла у зрителей чуть больше 15 минут, после чего гречанка захватом руки перевернула свою соперницу на спину и довела схватку до победного конца. Зритель от происходившего на арене пришел в дикий восторг.

На следующий день зрительный зал был набит битком. Побороть англичанку Рейтер взялась кубанская казачка Шевченко. Ей это не удалось, но зато она развеселила публику — отпускала сальные шуточки в адрес своей соперницы. За что и поплатилась: на 13-й минуте приемом bra roule Рейтер победно завершила борьбу.

Несмотря на поражение, кубанская казачка превратилась в любимицу публики. В поединке с Кельт, которая по весу превосходила ее в два раза, Шевченко сумела устоять. Борьба продолжалась полчаса и закончилась вничью. В дальнейшем отличилась румынская чемпионка Василеско, получившая от зрителей прозвище Смелая Пантера. Через два дня к борчихам в Иркутске присоединилась женщина-богатырь, чемпионка России и Европы мадам Морозова. Госпожа Морозова блистала применением к противницам убийственных приемов — переднего пояса и двойного нельсона, а когда это не помогало, она ломала их по-русски, как медведица. Сейчас прием «двойной нельсон» в некоторых видах борьбы запрещен ввиду чрезвычайной травмоопасности: он производится в положении партера, борец просовывает обе руки через подмышки оппонента и давит на шею.

Борьба Гиральди и Дамберг отличалась техничностью, которую редко можно было встретить даже у профессиональных борцов-мужчин. Чтобы поддержать интерес к чемпионату у иркутян, его организаторы устроили бенефис для испанки Гиральди. Как указывалось в афише, на этом бенефисе на груди мадемуазель Гиральди оркестр должен был исполнить туш, а кузнецы — разбить молотами раскаленное железо. Да к тому же объявлялось, что она поборется с настоящим андалузским быком. Ровно через месяц Международный чемпионат по женской борьбе среди дам завершился. Большой золотой венок и звание чемпиона Восточной Сибири получила немка Дамберг. Второе место и Большую золотую медаль получила госпожа Морозова. Большую серебряную медаль и звание чемпионки Иркутска получила австрийка Офенбахер. Обладательницы трех первых мест поделили призовой фонд в 2000 франков.

Поклонники и противники

С начала 1900-х годов на российских цирковых аренах стали популярны соревнования по борьбе. Отдельные матчи устраивались и раньше, но с этого времени стали проводиться чемпионаты по французской борьбе, (другие ее названия — греко-римская или классическая борьба, в которой не разрешалось хватать соперника ниже пояса). В соревнованиях разыгрывались призы, вплоть до званий чемпиона России, Европы и мира. Соревнования по борьбе проводились не только в цирках, но также в летних театрах, на катках, даже в зоосадах.

Женская борьба разделила зрителей на два лагеря — поклонников и противников. Один из репортажей того времени о женской борьбе звучал так: «Курочки покудахтали и пощипали друг другу перышки». Вот цитата из репортажа о дамской борьбе, из книги известного историка российского цирка Юрия Дмитриева «Цирк в России»: «Борчихи тренированы очень скверно, приемы и парады делаются ими нечисто, незаконченно, неумело. Само собой разумеется, что благодаря этому вместо изящного демонстрирования тех или других приемов борьбы получается в высшей степени некрасивая возня двух растрепанных существ женского пола, напоминающих ведьм из «Макбета». Дело дошло до того, что в Ярославле в цирке в одном чемпионате боролись борцы и борчихи и они устраивали схватки друг с другом». Дмитриев делает такой вывод: «Конечно, это была откровенная похабщина. Так под влиянием вкусов буржуазной публики цирковая борьба все больше опошлялась».

Мужа нашла на арене

Самой титулованной и в то же время самой таинственной цирковой борчихой была Маша Матлос (урожденная Мария Поддубная), родная сестра знаменитого русского борца Ивана Поддубного. До 1910 года она шесть раз завоевывала титул чемпионки мира по борьбе (Матлос — измененная фамилия для цирковых афиш; по мужу Матлаш). Цирковые афиши извещали, что она приглашает всех желающих на цирковую арену — попробовать удачи в борьбе с ней, после того как она разделается со всеми членами своей борцовской команды.

В 1901 году в Благовещенске гремела некая госпожа Юдина, проявившая героизм при защите города от китайцев. Эксцентричная Юдина начала удивлять окружающих с того, что вызвала на «дуэль» гастролировавшую в городе силовую циркачку Грен. К радости хозяина цирка, народу набилось до отказа. Борьбу обставили как настоящую дуэль. Немка Катя Брумбах (Сандвина) была одной из самых знаменитых силачек своего времени, она обладала исключительными физическими данными: вес 85 кг, рост 184 см, окружность бицепса — 44 см, окружность запястья — 20 см, окружность ляжки — 67 см. Сандвина сумела превзойти в силовых упражнениях самого Евгения Сандова, выдающегося атлета XIX века, который считается основоположником современного культуризма. От его фамилии Катя и взяла псевдоним.

Наиболее волнующая часть силовых и акробатических выступлений с участием Сандвины начиналась с момента, когда ее отец объявлял, что даст 100 марок любому мужчине в зале, кто сумеет побороть Катю. Говорят, что никто не смог заработать эти деньги. Будущий муж Кати, Макс Хейманн (с которым она прожила 52 года), был одним из смельчаков, принявших этот вызов. Вот что он сам рассказывал: «Когда я вышел на арену, я подумал, что, если бы я сумел заработать эти 100 марок, это было бы самым экстравагантным заработком в моей жизни. Но мои мысли были внезапно прерваны, и единственное, что я запомнил, — вращение моего тела в воздухе, мелькание голубых небес в глазах, а затем свободное падение. Задыхавшийся, я очутился на полу в полубессознательном состоянии. Я увидел нагнувшуюся надо мной девушку, которая спрашивала: «Я не повредила вас?» Затем она взяла меня на руки, как куклу, и понесла в свою палатку».

Если в столицах над женской борьбой подтрунивали, то в провинции, не избалованной зрелищами, отношение к этому было совсем иное. Женщина-борец была в те времена редким исключением и рассматривалась большинством людей скорее как цирковой номер, вроде считающей лошади. Или, хуже того, как отвратительное зрелище. Вот как, например, французский журналист Макс Витербо описывает состязания по женской борьбе в зале на улице Монмартр в Париже в 1903 году: «В ваши ноздри ударяет спертый запах потного и скверного воздуха. В этом перегретом помещении краснеют лица зрителей. Дым схватывает вас за горло, а непристойная брань свербит уши. Борчихи швыряют себя друг на друга как современные вакханки, они терзают друг другу плоть.

Развеваются волосы, оголяются груди, неприлично пенятся рты, мужчины в зале вопят, аплодируют, топают ногами». Тогда еще не было ни традиций женского спорта вообще, ни тем более традиций женской спортивной борьбы, не были разработаны ни женская спортивная одежда, ни женские протекторы, ни правила борьбы для женщин. Тогдашнее общество еще не воспринимало женщину так, как ее воспринимают сегодня. Заботясь о здоровье и благополучии женщины, в те времена преувеличивали ее беспомощность и слабость.

Современное развитие женской спортивной борьбы и включение ее в программу Олимпийских игр поставило точку в дискуссиях о том, способны ли женщины по-настоящему бороться.

Подготовила Ольга Игошева. Использованы материала сайта «Клуб женских единоборств» (www.fscclub.com).

Метки:
baikalpress_id:  15 990