Подальше от оливье

Все больше людей меняют однообразные визиты к многочисленной родне на походы в горы

Чем оборачивается новогодний отдых? У многих граждан наблюдаются постпраздничный синдром ничегонеделанья и как минимум признаки гастрита, истерии и частичной потери памяти. На самом деле все это легко исправить. Я поделюсь своим опытом смены дивана и оливье на зимовье в горах и спальник. Итак, поехали. Точнее, пошли...

Мы выбрали поход на Хамар-Дабан через Слюдянку. Нас было четверо. Двое из Улан-Удэ, двое — из Иркутска. Никаких турфирм, организовали все самостоятельно. Для моей подруги — профессионального проводника и биолога Марьи Мурзаковой, Хамар-Дабан (и не только он) что дом родной. Поэтому было спокойно.

В шесть утра двинулись в путь. Мне, как новичку, никто не сказал, что до турбазы идти 18 километров, за что я благодарна моим спутникам. Обычно этот путь подготовленные туристы проходят за 6 часов, мы прошли его за девять. Приятно, что никто из группы ни разу меня не упрекнул. Вообще, отношения должны быть позитивными, никаких скандалов и делений на подгруппы, ведь от этого зависит не только настроение, но и жизнь туриста. Передышки и перекусы были недолгими, минут 10—15, чтобы группа не успела замерзнуть. Шли быстрым шагом, насколько это возможно. Летом, конечно, с отдыхом трудностей нет, можно хоть два часа глазеть на деревья и считать листья. Зимой с остановками куда строже. И это оправданно: на улице минус 15—17. К слову, в Южном Прибайкалье зимой редко бывает ниже 20 градусов. И в этом заслуга незамерзшего Байкала. Кстати, пока вы идете к месту назначения, не стоит с детским восторгом плюхаться в глубокий снег и выделывать ангелочка, как показано в американских фильмах, как бы вам этого ни хотелось. Идти мокрым оставшийся путь — сомнительное удовольствие.

Итак, мы идем и идем... Мышцы, даже те, о которых я не знаю, работают в усиленном режиме. Глаза видят мельчайшие детали, нос улавливает запахи природы. Мне не нужна декоративная косметика — какие могут быть декорации с красным носом и белыми ресницами!

Как влиться в коллектив

В конце концов мы дошли до основной точки своего пребывания на несколько новогодних дней. Доковыляв до ближайшего домика, сбросили рюкзаки, уселись на ступеньки крыльца. Ребята, жившие в этой избушке, сразу же пригласили нас погреться, выпить чаю с медом. Они прекрасно понимали, как мы устали. Такое гостеприимство и взаимопомощь в горах не считается чем-то исключительным. В какой-то мере это незыблемое правило. И слава Богу, что оно есть. Каждый путник, встречавшийся нам, приветливо здоровался и спрашивал, все ли в порядке. Всего за несколько дней я познакомилась с еще несколькими действительно важными традициями путешествующих туристов.

Вот некоторые из них. Первое: ждите отстающего. Второе: забирайте мусор с собой, вплоть до окурков. Донесите до турбазы, оттуда его централизованно вывозят. «Чем больше мы изучаем природу, тем меньше от нее остается», — услышала я как-то. Задумалась: так и есть.

И еще: не ешьте и не пейте слишком много. Но вернемся к нашей турбазе. Она носит очень красивое название — «Мургэл Хуша» (в переводе с бурятского — «душа кедра»), но большинство туристов, как ни стараются, припомнить поэтическое название никак не могут. Несколько уютных избушек из бруса, утопающих в высоких елях и снеге, стоят в метрах ста пятидесяти друг от друга. Наш домик вмещает 10 человек. Все живут в одной комнате (других там и нет). Одна ночь стоит здесь 500 руб. с человека. Это символическая плата за ночлег, сухие дрова, вынос мусора, газовую печь для приготовления пищи, электричество и хорошую компанию из многочисленных соседей. Сердце домика — железная печка, которая топится почти беспрестанно. А вокруг нее традиционно висят носки, штаны, свитеры, стоят ботинки. На самой же печке — ведро с чистым горным снегом. Другого источника воды зимой нет.

Темнеет быстро, электричество включают часов в 8 вечера. Поэтому налобный фонарик здесь на вес золота. Как минимум, пардон, в туалет в темноте без него уже не сходишь. На стене висит большой плакат — «С Новым 2012 годом!». И множество пожеланий. Судя по всему, принесли его встречавшие здесь новогоднюю ночь люди. Они же украсили домик воздушными шарами и мишурой. Добровольцы обеспечили приезжающих новогодним настроением и атрибутикой, за что им большое спасибо. Для любителей попариться и натереться снегом есть жаркая баня, которая вмещает до 5 человек (1000 руб. в час). Вот вам и возможность плюхнуться в глубокий снег. Но голышом по турбазе, конечно, никто не бегает. Всматриваюсь в лица живущих на турбазе людей. Интересный народ. Немного сумасшедший. Чаще всего это не любители, а профессионалы. Маститые лыжники и сноубордисты, альпинисты, ребята на снегоходах и пешие туристы, люди, которые занимаются трекингом. Мы гордо относили себя к последним.

Нам повезло с соседями. Сначала это была приятная молодая пара из Иркутска. Как они сами выразились, уже не любители, но еще не профессионалы.

— Я инженер связи, но от работы люблю отдыхать именно в таких походах, вместе со своей девушкой, — делится с нами иркутянин Юрий Кучумов. — Мне очень приятно, что кто-то напишет про эти горы. И про людей, которые ходят сюда. Почитать бы об этом. Туристов из Улан-Удэ мы встречаем редко. Чаще всего приезжают из Иркутска, как и мы. Наверное, потому что до Слюдянки нам проще добраться. Ходят и маршрутки, и поезда, и электричка.

— Мы только что пришли с пика Черского, — продолжает рассказ своего спутника лыжница Наталья Богаева. — Часто здесь бываем. Ходим в разные направления: через Комаринский хребет, к Чертовым воротам, к водопадам. Были и в Бурятии. Еще ни разу не пожалела, что начала этим заниматься. Без этого уже не могу жить.

Познакомились мы и с профессиональными каякерами — людьми, которые поднимаются в горы с лодками (каяками) на спине, а затем сплавляются по горным рекам. Зимой эти отчаянные ребята перевоплощаются в лыжников — не могут жить без гор. По соседству жили товарищи с характерным дворовым акцентом. «Слюдянские пацаны», — представились сорокалетние мужчины. Они оказались приличными и веселыми ребятами, топили печку всю ночь и разговаривали шепотом. А перед уходом даже подмели за собой (чего до них вообще никто не делал).

Интересно, что определить половую принадлежность туриста в горах можно только по фигуре. Одежда однотипная, а женщины не прибегают к косметике — здесь это дурной тон, так же как чистить зубы. Но мы все равно чистили — ничего не смогли с собой поделать.

Кроме интересных людей здесь красивейшая природа. Она кажется настолько нетронутой, насколько это возможно. Величественные кедры, реликтовые тополиные леса, которым не одна сотня лет. Чистейший горный воздух и тишина, аж уши закладывает...

Как одеться

Выглядели мы, кстати, как продвинутые путешественники. И чувствовали себя так же. У нас были туристские рюкзаки, трекинговые палки, очень помогающие ногам при ходьбе, полиуретановые коврики, спальники. Оделись комфортно и нежарко. На нас были стандартные лыжные костюмы, надетые на термобелье, но в рюкзаке у каждого дополнительные пуховики. Ноги — в трекинговых ботинках. У меня, в частности, были даже не зимние, а всесезонные. Как и в случае с автомобильными шинами, профессионалы считают всесезонки ненадежным вариантом. А мне они понравились.

Мягкие, теплые и удобные. А вот вместо разрекламированных термоносков лучше надеть носки из натуральной верблюжьей шерсти — теплее еще ничего не придумали. По своему опыту скажу, что нежелательно идти в горы без балаклавы — специальной шапочки из флиса, надеваемой поверх обычной вязаной шапки. Она спасает голову от ветра и при необходимости защищает нос и щеки от мороза. Мы ласково называли ее «баба Клава». Обязательно должны быть солнцезащитные очки — сноубордические либо лыжные. Сойдут и обычные. Зимой солнце в горах выходит не более чем на три часа, но и этого достаточно, чтобы подпортить глазам жизнь.

Вес рюкзака лучше определить заранее, потому что каждый лишний килограмм будет давать о себе знать. У каждого должен быть термос с горячим чаем. Хорошо заварить быструю лапшу. Особо ценится высококалорийное «топливо»: соленое сало, колбаса, сухофрукты, орехи, халва. А вот всякие штучки типа эпилятора, щипчиков для бровей и банки с ананасами можете со спокойной душой оставить дома.

Лучше гор могут быть только горы

Главная цель нашего путешествия — пик Черского, одна из самых популярных среди туристов вершин Хамар-Дабана (около 2000 м над уровнем моря). Туда взбираться было действительно тяжело. Наверху уже не растут деревья, а дует пронизывающий ветер. Завораживающее зрелище — царство гор, ветра и снега... Сразу забываешь про усталость и просто любуешься, затаив дыхание.

Спускаться намного приятнее, чем двигаться в гору. Усталые, но в хорошем настроении мы вернулись домой. Безусловно, такие каникулы не для каждого — и по здоровью, и по вкусу. Но что нам стоит, традиционно встретив Новый год, отвернуться от зомбирующего телевизора и съездить за город — покататься на лыжах, подарить организму новые впечатления! И жизнь начнет меняться к лучшему. Даже если она у вас и так хороша.