Усть-Ордынский дацан расширяется

На сегодняшний день есть все предпосылки к тому, что храм станет не только религиозным, но культурным оплотом округа

Этим летом в столице Усть-Ордынского Бурятского округа открылся буддийский храм, который уже сейчас является самым крупным дацаном в Иркутской области. Здесь регулярно проходят службы, ламы ведут ежедневный прием, привлеченные видом яркого аутентичного здания, заезжают туристы. Когда летом прошлого года центр буддизма только начинал строиться, ламы увидели несколько хороших предзнаменований: во время молебна на место прилетала целая стая орлов, прискакал табун коней. Еще один благой знак — это энтузиазм меценатов и мирян, которые живо откликнулись на призыв о помощи в строительстве. Основной этап уже закончен, впереди новые планы — возрождение исконных бурятских ремесел и создание фермерского хозяйства.

Мы прибыли в Усть-Орду во время утреннего молебна Алтан-гэрэн, совершавшегося в новом красочном дацане. На службу, посвященную семейному благополучию, прихожан собралось немного, но это и не удивительно: по словам местных служителей, ноябрь — «пустой» месяц.

— После Покрова мало народу, — объясняет Максар-лама, значащийся в должности гэсгы, что на обывательский язык можно перевести как «завхоз», хотя обязанности ламы гораздо шире, он второе лицо после настоятеля. — У нас ведь здесь большинство жителей — шаманисты, — продолжает лама, — люди отметили все традиционные шаманские праздники, сделали подношения своим богам. Все сделали и успокоились. К тому же подготовка к зиме отняла очень много сил и средств. Немного погодя, ближе к Новому году, пойдут люди.

Сейчас служители храма активно готовятся к зиме и гадают, сколько новое здание дацана и дуганы будут потреблять киловатт, ведь отапливаются они пока при помощи электричества. Всего на территории храмового комплекса работает 5 лам. На большие хуралы в Усть-Орду наведываются ламы из Иволгинского дацана. Один из последних гостей, Баяр-лама, научил местных служителей молитве черного кузнеца, предназначенной для благополучия мастеров. Люди приходят в дацан каждый день: многие хотят решить свои проблемы, поправить здоровье. Что характерно — за помощью в дацан обращаются люди всех вероисповеданий — шаманисты, христиане, мусульмане. Молодежь просит почитать молитву за успешную сдачу экзамена, люди постарше — решить семейные конфликты. Ламы даже отучают пьющих от водки.

— В ближайшем будущем мы хотим открыть кузнечный и столярный цехи, швейную мастерскую, будем возрождать национальные ремесла, — делится планами Максар-лама. — Еще хотим создать небольшую духовную школу. Наша задача — не сделать из ребятишек лам: мы хотим, чтобы будущее поколение не забывало бурятского языка, было почтенно к старикам — словом, вырастало добропорядочными людьми, которые не забывают своих корней. — На следующий год планируется возведение и освящение ступы, — рассказывает Алексей Дмитриев, председатель попечительского совета окружного дацана «Тубдэн-Даржилин», — параллельно будем заниматься благоустройством территории дацана — посадим деревья, отсыплем дорожки. Электричеством дацан будет отапливаться только в этом году, необходимо строить угольную котельную. На месте, где стоял старый дацан, будем развивать сельское хозяйство. Создание ферм при дацанах пропагандирует лидер буддистов России Хамбо-лама Дамба Аюшеев. Он призывает разводить местные породы овец, коней, коров. Этим мы и будем заниматься.

Метки:
baikalpress_id:  35 961