Корзенников Григорий

Житель Киренска воевал на самолете, построенном на средства Красноармейского судоремонтного завода

Окончание. Начало в № 43

Грянула война, названная впоследствии Великой Отечественной. Первые боевые вылеты эскадрилья, в которой служил Григорий Корзенников, совершила 4 июля 1941 года. Тогда на Рогачево-Жлобинском направлении шли ожесточенные бои. Немецкую армаду русские летчики встретили ближними бомбардировщиками Су-2. Полк Корзенникова помогал наземным войскам отстаивать каждую пядь нашей земли, участвовал в обороне Гомеля, Чернигова, Киева, города Сумы. Многие не вернулись из боевых вылетов.

Особенно Григорию Михайловичу запомнилась летчица Катя Зеленко. 12 сентября 1941 года Зеленко в воздушном бою огнем пулемета сбила один вражеский самолет, а второй таранила. Жители села Анастасьевка Сумской области похоронили ее, сохранив документы. После войны поставили ей памятник. Именем Зеленко названы улицы в Сумах, Курске, где она училась и работала. Большой теплоход носит имя «Катя Зеленко».

За мужество при обороне Харькова, Белгорода в составе Юго-Западного фронта командир полка Григорий Михайлович Корзенников награжден вторым орденом Боевого Красного Знамени. В октябре 1941 года Григорий Михайлович был назначен командиром 135-го полка ближних бомбардировщиков.

Как летчик самолет «подковал»

Полк Корзенникова бомбил танковые, механизированные колонны, рвавшиеся к Сталинграду, но и сам нес потери. Григорий Михайлович во время встречи с земляками (уже после войны) вспоминал такой случай: «Однажды мы бомбили вражескую танковую колонну. Уже возвращаясь на свой аэродром, повстречались с немецкими истребителями. В мой самолет угодил снаряд, мотор загорелся. Потушить огонь не представлялось возможным, и я покинул кабину на парашюте. Машина взорвалась, а я пешком добрался до аэродрома, где меня уже считали погибшим».

 Не менее ярким эпизодом явился случай под Харьковом, когда боевому летчику пришлось вспомнить навыки кузнеца, полученные на заводе в молодости: «В бою немецкий истребитель перебил в моей машине бензопровод. Пока было горючее, я летел, но при этом стремительно снижался. Не дотянув почти 40 километров до своего аэродрома, пришлось экстренно садиться, потому что кончился бензин. Посадка на колхозное поле оказалась жесткой, в результате чего сломался подкос шасси. О службе техподдержки в такой ситуации даже и не мечтал. Но рядом располагалось село, а на его окраине стояла полузаброшенная кузница. Судя по внутреннему убранству, в ней давненько никто не работал — кузнец, вероятно, ушел на фронт. Местные ребятишки помогли отыскать нужный инструмент, и я, с их помощью растопив горн, устранил поломку. Вскоре деревенские помогли еще раз, они достали горючее, хоть и автомобильное, а я благополучно добрался до своих».

За героическую оборону Сталинграда Корзенников был удостоен третьего ордена Красного Знамени и принят в ряды КПСС. Сам 135-й авиаполк был выведен из боев до пополнения, а в марте 1943 года вошел в состав корпуса резерва Верховного Главнокомандования для участия в Курской битве. За героизм в операциях на Курской дуге Корзенникова наградили орденом Александра Невского.

Крылатый подарок

Во время наступления в Белоруссии пришло извещение, что на собранные средства киренчане построили самолет и передают его бывшему кузнецу.

В Музее Киренской РЭБ флота хранится копия телеграммы Сталину: «Москва, Кремль Председателю Государственного Комитета обороны, Маршалу Советского Союза товарищу Сталину Дорогой Иосиф Виссарионович! Рабочие, работницы, ИТР и служащие Красноармейского судоремонтного завода Ленского госпароходства Иркутской области, как и все патриоты нашей Родины, горя желанием поддержать победоносное наступление Красной армии до полного разгрома немецких захватчиков, вносят из своих личных средств в Фонд обороны 60 000 рублей, кроме того, облигаций военного займа — 150 000 рублей. Сбор средств продолжается. Просим Вас на наши деньги построить самолет и передать его полковнику авиации, кавалеру четырех орденов, бывшему нашему слесарю Григорию Михайловичу Корзенникову.

Директор Красноармейского судоремонтного завода Рыкалин Секретарь партбюро завода Вайман Председатель завкома Горнаков Секретарь комитета комсомола Красноштанова»

И ответ Верховного главнокомандующего: «Киренск Иркутской области Директору Красноармейского судоремонтного завода Рыкалину Секретарю партбюро завода Вайману Председателю завкома Горнакову Секретарю комитета комсомола Красноштановой Прошу передать рабочим, работницам, инженерно-техническим работникам и служащим Красноармейского судоремонтного завода, собравшим 60 тысяч рублей деньгами, 150 тысяч рублей облигациями госзайма в Фонд обороны Союза ССР, мой братский привет и благодарность Красной армии. Желание работников завода будет исполнено. И.Сталин»

 Вскоре самолет с надписью на борту «Г.М.Корзенникову — от работников Красноармейского судоремонтного завода» в торжественной обстановке командование передало летчику. Кстати, на этом самолете Корзенников отлетал до конца войны. Он участвовал в операции по взятию Берлина, а победу встретил под Прагой. За успешное проведение операции по уничтожению вражеской группировки под Бреслау полк удостоили звания гвардейского, а сибиряк получил еще один орден Боевого Красного Знамени.

Почему он не стал Героем Советского Союза

За весь период Великой Отечественной войны 135-й авиаполк совершил 7300 боевых вылетов. Бомбардировщики уничтожили 52 самолета, аэростат, 258 танков, более 2000 автомобилей, 57 орудий и 400 зенитных установок, 60 складов с боеприпасами и горючим. Орденами и медалями награждены 438 человек, а девять летчиков удостоены звания Героя Советского Союза. Самого Григория Михайловича высокое звание обошло стороной, потому что в полку под его командованием обнаружился перебежчик. Паршивой овцой оказался человек из техперсонала. А командир, как известно, за всех в ответе.

 После войны полк Корзенникова перебазировался в Подмосковье, войдя в состав ВВС Московского округа. Кроме боевой подготовки Григорий Михайлович был неизменным участником воздушных парадов вплоть до 1953 года, потом их отменили. В 1961 году именитый сибиряк ушел на пенсию с должности командира дивизии. Живя в Днепропетровске, Корзенников неоднократно приезжал в Киренск, где первым делом шел к рабочим в цех. В 1990 году Григория Михайловича не стало.

Братья Корзенниковы

Великую Отечественную войну прошли четверо из Корзенниковых. Иннокентий Михайлович до войны ходил по Лене помощником механика. Потом окончил артиллерийские курсы и отправился на фронт. В 1943 году Иннокентия тяжело ранило, он фактически потерял одну ногу, но не поехал домой, а остался служить при госпитале начальником снабжения. Там же встретил свою будущую жену. Вениамин Михайлович до войны также ходил на судах, попал на курсы артиллеристов, дошел до Берлина. Кстати, во время боев в Европе Вениамин и Григорий встретились. Впоследствии Вениамин участвовал в разгроме Квантунской армии, служил в Порт-Артуре. После демобилизации вернулся в Киренск на флот. Петр Михайлович служил на Дальнем Востоке.

Не довелось повоевать лишь Леониду Михайловичу. Он водил суда по Лене, а в то время на капитанов, как и на представителей других стратегически важных профессий, распространялась так называемая бронь. Как известно, женщины на многих участках сумели заменить ушедших на фронт мужчин, и только флот по-прежнему остался прерогативой сильной половины. Бывалые речники говорят, что проводка судна через порог сродни переходу за линию фронта. Да и здесь, в тысячах километрах от передовой, проходил свой трудовой фронт, без которого та большая Победа просто немыслима.

Использованы материалы сайта www.airpages.ru, краеведческого музея г. Киренска, Музея Киренской РЭБ флота. Отдельное спасибо Владимиру Петровичу Садохину и Степану Кондратьевичу Нижнику.

Загрузка...