Ни «хорошо», ни «плохо»

В начальной школе отменили отметки, даже красной пастой учитель может пользоваться только с согласия учеников

Когда нынешней осенью первоклашки отправились в школу, многие мамы и папы не догадывались, что учиться их дети будут совершенно по-другому, чем даже те ребятишки, которые сели за парту год назад. Причина тому — новый образовательный стандарт, с 1 сентября он вступил в силу. Начальной школе пообещали глобальную реформу, для первачей не осталось ни одного прежнего учебника. Хотя опытные педагоги говорят: многое из того, что предложено, уже было. А тяжесть перемен свалилась на плечи учителей начальных классов, собственно на школы, не готовые к новому. Или хорошо забытому старому.

Первый — пошел!

Мечтая о лучшей школе, наше общество чаще всего остается недовольно школой сегодняшней. Вроде как не выполняет она госзаказа, не того выпускника выдает «на-гора». Все время государство сомневается, хорош ли он, и норовит подправить, а то и в корне изменить конечный «продукт» — маленького гражданина, будущего специалиста, двигателя прогресса. А чем иначе объяснить постоянное желание реформировать образование в стране?

Учителей, с кого начали преобразование образования на этот раз, и в жизни называют первыми. Они научили нас читать, писать, считать, на их памяти — десятки программ, методик и лозунгов, которые, согласно передовым веяниям, попадали в школу. Хотя вроде бы что может быть проще преподавания азов, что уже изобретать? Главное — чтобы малыш, севший за парту, азбуку освоил, мог сложить два и два, без ошибок выводил в тетради: «Мама мыла раму». Но это на взгляд обывателя. Оказывается, того, что было раньше, мало, потому и возник очередной стандарт — норма, чему и как надо учить.

Впрочем, перемены переменами, а школа на свою реформаторскую территорию не торопится запустить посторонних, для СМИ она была и остается закрытой. За правдой жизни вам в лучшем случае посоветуют обратиться в управление или департамент образования. За тем, чтобы все-таки узнать, что нового у иркутских первоклашек, мы отправились в педвуз. Там-то расскажут — ведь они готовят учителей. Объяснили: действительно, много замечательного появилось и изменяться была потребность.

— Международные исследования Pisа 2000-го, 2003 годов продемонстрировали невысокие результаты, — утверждает Мария Ивановна Скоморохова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования педагогического института ВСГАО. — Наши дети, к примеру, могли показать высокий уровень в технике чтения, предметных конкретных знаний, а задания по их практическому применению выполнять затруднялись. И все по причине того, что школа наша, несмотря на многие реформы, которые ей за эти годы уже пришлось пережить, оставалась догматической, репродуктивной.

— В основном преобладал иллюстративно-объяснительный подход в познании: учитель сам информацию давал, объяснял, показывал, ребенок оставался пассивным, — продолжает Мария Ивановна. — В основе современного стандарта — системно-деятельностный подход, а не ЗУНовский, целью которого было формирование знаний, умений и навыков. Сейчас важно сформировать у младших школьников универсальные учебные действия, познавательную самостоятельность.

Иными словами, школа должна научить ребенка действовать в жизненных ситуациях, чтобы он понимал, зачем учится и где можно применить знания, которые он получил на уроке. Это с одной стороны. А с другой — чтобы сам умел найти информацию, был самостоятельным.

— Жизнь требует, чтобы детей ориентировали на практику, иначе они вырастают и видят, что их знания не нужны. А так они с первого класса понимают: это им пригодится.

В новой программе и задания соответствующие, что называется, с жизненными реалиями.

— В самолете принимают багаж весом 20 килограммов. Ребенку предлагается собрать в дорогу чемодан: нужно сосчитать, какие из вещей он должен положить, чтобы вес не превышал допустимого. Действительно, может пригодиться — если ребенок отправится с родителями на летние каникулы: в Таиланд, Турцию или Китай, например.

— Или рассчитать меню. Или выполнить проект: изучить пульс, температуру тела и сделать выводы о состоянии своего здоровья — это же важно... — говорит Мария Ивановна. — С первого класса ребенок учится работать одновременно с учебником и другим источником информации, вводятся словари для работы, плюс со второго класса — информатика, англиийский язык. Дисциплины будут интегрированными — окружающий мир и математика, окружающий мир и технология, изобразительное искусство, математика и технология. Чтобы младший школьник видел, где он сможет свои, например, математические умения (допустим, измерять площадь) использовать при изготовлении какого-то объекта или предмета.

Вероятно, в этом есть определенная новизна. Хотя наверняка задолго до введения новых стандартов хороший учитель стремился к этому. Как и хороший родитель, конечно. Чтобы ребенок научился принимать самостоятельные решения, его надо и учить по-другому.

— Новый стандарт предусмотрел это, — говорит Мария Ивановна. — На замену беседе, рассказу, объяснению, практическим упражнениям приходит проблемный диалог, метод проектов, исследование, моделирование: очень много моделей, к примеру, в современном букваре. Выполняя проекты, первоклассники работают в сотрудничестве — в парах или коллективно. Идеи великолепные, согласитесь.

— Думаю, что среднюю школу ждет ученик, который способен к исследовательской деятельности, потому что умеет ставить цель и действовать по плану, может отстаивать свою точку зрения и принимать другую, самостоятельно добывать информацию. Поэтому учитель должен будет подготовиться к встрече с ним.

Обратной дороги нет

Научить самостоятельности маленького человека, конечно, важно и можно. Но очень трудно. Думается, школе, которая провозглашает такие приоритеты, нужен другой учитель по сути либо педагогу в корне придется изменить себя. С житейских позиций — то же самое происходит в любой семье: взрослому всегда легче самому сделать что-либо за свое чадо, чем научить — как: объяснять, показывать, проверять. Еще тяжелее — вывести на собственное решение. Весной для педагогов нынешних первоклассников организовали курсы повышения квалификации, их нужно было пройти, чтобы подготовиться к учебному году — 2011. С той поры как на иголках, сетуют учителя. Изучив общие положения, составляли свои рабочие программы, защищали их, но, что называется, в пределах дозволенного — примерной образовательной программы, разработанной Министерством образования в рамках стандарта. Работу проделали немалую. — Раз все школы защитили свои программы — значит перешли на новый стандарт, даже самые маленькие по области, где по 2—3 ученика, — уверяет Мария Ивановна.

Другое дело — кто сейчас работает в начальной школе, особенно на селе. Молодые учителя, даже в городе, в классы не идут, большую часть педагогического коллектива составляют пенсионеры — а у них не только опыт огромный, но и инерция великая. И если учитель 30 лет обучал своих учеников по схеме, отлаженной годами, сумеет ли он перестроиться за несколько месяцев?

Впрочем, преподавателям высшей школы оптимизма хватает: — Есть учителя-стажисты, которые всю жизнь проработали в рамках развивающего обучения. Они восприняли перемены спокойно: они всегда это делали. Единственное, сейчас их работа будет в системе, — говорит доцент Скоморохова. — И учебники их не пугают. Учителям, которые работали догматически — ограничивались словесными и наглядными методами, конечно, будет сложнее перестроиться. Но назад пути нет.

За соблюдением новых требований следит Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Полтора месяца всего прошло, а они уже навестили школы с проверками — наблюдают за процессом. По словам Марии Скомороховой, в конце года первоклассникам предстоит выдержать испытание — им предложат комплексную интегрированную работу. Она выглядит абсолютно по-другому по сравнению с тем, что писали раньше в начальной школе: по математике — задача, по русскому языку — диктант. — Сейчас это будет текст по окружающему миру: ребенок знакомится с содержанием и выполняет задания, связанные этим текстом.

Почему так?

...А школьная жизнь идет своим чередом: учителя — у доски, ученики — за партами. Предметы те же, что и раньше: письмо, математика, чтение, труд, изобразительное искусство, музыка, физкультура — ее, кстати, в расписании стало больше: не два часа в неделю, а три. Появился «Окружающий мир». Программы тоже прежние, но с учетом изменений. Учебники, правда, все комплекты, свежие, 2011 года издания, с грифом нового образовательного стандарта, доработанные и переработанные. Но со знакомыми авторами на обложках. Много внимания в них — воспитанию, особенно патриота, гражданина. С учебниками, к слову сказать, учителям в некоторых школах пришлось понервничать. Обычно школьную литературу закупают весной, в марте. Нынче последние партии учебников для первых классов приходили в сентябре, когда начались занятия, — прямо из типографии.

Школьную мебель в классы в этом году тоже нужно было подобрать особенную — согласно новым СанПиНам, которые вступили в силу: с определенным наклоном рабочей поверхности для занятия письмом и чтением. Заменить парты позволили себе далеко не все школы — нет средств. Кое-где на эти цели попытались собрать деньги с родителей (а как еще?), дело дошло до прокуратуры. Так и занимаются первачи за старыми столами и сидят на старых стульях. Хотя, если следовать букве закона, нельзя.

Привыкать к школе нынешним первоклашкам предстоит два месяца, а не три недели, как обычно. Сейчас у них пока по три урока, после — так называемый динамический час, когда хорошо бы погулять, и внеурочная деятельность: занятия по музыке, танцам, лепке, театру — то, что школа может предложить своими силами. Домашние задания детям не дают — строжайше запрещено. (Хотя многие первоклашки, вернувшись из школы, все-таки выводят крючочки и рисуют фигурки, составляя разные предложения.) Отметки им не ставят — неправильно даже использовать значки, которые ребенок сразу сможет перевести в оценку.

Когда будет полный день, ребятишкам полагается продленка, для них должны организовать спальные места — отдохнуть после учебы. В общем, школярам хорошо. А учителям? Оглядываясь на эти новововведения, они задаются вопросом: почему бы сначала не создать условий для нормальной работы и учебы, построить новые школы, наконец, где нашлось бы место и для спален, и для внеурочных занятий, привлечь специалистов, а потом переходить к реформам? Ведь и за всесторонне развитую личность в школе уже боролись, и развивающие технологии вводили, и продленка когда-то была, и кружки и секции работали. Развалили, а теперь возрождаем? Но за чей счет? Опять сбросим все на плечи энтузиастов-учителей и администраций школ?

Метки:
baikalpress_id:  36 040
Загрузка...