Вопросы у доски

Представители Общероссийского народного фронта вновь обратили внимание на одну из самых злободневных проблем — положение учительства в нашем обществе

На круглом столе с участием руководителей образования, профсоюзных лидеров, педагогов, в том числе будущих, состоялся разговор о новой системе оплаты труда, на которую переходят образовательные учреждения всей области. В чем преимущество нововведения и каковы его недочеты — все это было необходимо обсудить, чтобы внести предложения в «Народную программу», в которой продолжают получать отражение наиболее острые чаяния жителей Приангарья. Иркутские учителя не теряют веры в то, что про них, про их тяготы и заботы не забывают, помнят, думают.

Чтобы разобраться в ситуации и понять, что волнует педагогическое сообщество, в начале октября региональный координационный совет Общероссийского народного фронта и региональное отделение партии «Единая Россия» открыли горячую линию. На нее поступило более сотни звонков из разных уголков губернии — и от опытных учителей, и от молодых специалистов. Педагоги искали ответы на больные вопросы. Информации в муниципалитетах было недостаточно — люди просто не знали, чего им ждать от очередной реформы. Конечно, в первую очередь учительство Приангарья горячо надеялось, что поднимут зарплату — у педагогов она не индексировалась уже четыре года.

Новая система оплаты труда была задумана как прогрессивная, на нее возлагалось много надежд. Переход к расчету по-новому должен был поддержать инициативу, озвученную премьер-министром Владимиром Владимировичем Путиным: повысить благосостояние учителей, увеличить зарплату на 30 процентов. Но не только. Благодаря ее введению у педагогов появлялись реальные стимулы работать творчески, заниматься с учениками научно-исследовательской работой, готовить их к участию в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, расти профессионально. Всего было разработано 22 критерия, за выполнение которых учителя материально поощряются, получая стимулирующую доплату.

Сейчас, когда педагоги получили деньги за сентябрь, стало понятно: действительно, многие остались довольны — прибавку за первый месяц учебного года они ощутили, и существенную. Поддержку почувствовали молодые специалисты, только-только пришедшие в школы: по новым расчетам их труд был оценен вполне прилично — не как раньше, в сущие копейки.

Однако обрадованы были далеко не все. Обнаружились категории учителей, зарплата которых не просто не повысилась — даже не дотягивала до старой. Стимулирующего фонда на всех не хватило. Пострадали, например, педагоги со стажем, проработавшие у доски 10—20 лет, чья базовая ставка вышла в минусе от прежней; педагоги-психологи, педагоги-организаторы, мастера трудового обучения, специалисты дополнительного образования, тренеры спортивных секций. На самом деле это немалое число педагогических работников, которые не ведут собственно уроки, но без них невозможно представить жизнь современной школы. Уже пошли заявления об увольнении. Особенно жаль терять мужчин, сетуют женщины-коллеги, не уберегли — а их и так не хватает. В глубинке не помогла даже сельская надбавка — 25 процентов, где ее сумели сохранить.

На круглом столе предложено, чтобы в новую систему были заложены гарантии того, чтобы учитель и в нынешних условиях получал зарплату в объеме не меньшем, чем раньше. Больше — да, меньше — нельзя, иначе это противоречит законодательству. Необходим правовой акт, считают участники дискуссии, который зафиксировал бы минимальную базовую ставку. На основе этой цифры идет расчет труда учителя: сейчас министерство рекомендовало увеличить ее с 3740 руб. до 4500 руб. Но не все муниципалитеты смогли сделать это.

Было высказано предложение: не отказываясь от стимулирующих надбавок, прийти наконец к достойной оплате основного труда учителя за выполнение прямых обязанностей — обучение детей. По нормам Трудового кодекса, не теряя в качестве, педагог-предметник может вести 18 часов в неделю. Не секрет, что зарплату учителя «добирают» часами, работают по две смены, в том числе и в начальной школе. Поэтому очень быстро «выгорают», теряют интерес к профессии, уходят. А уж то, что идет сверх учебной нагрузки, наши учителя и так делают и будут делать — многие из них по-прежнему трудятся не за деньги, а по призванию.

Хорошо бы на законодательном уровне повысить минимальную зарплату с 4611 руб. до установленного прожиточного минимума — сейчас он свыше 6500 руб. Необходимо сохранить систему дополнительного образования детей. Об этом и многом другом говорили на круглом столе.

— «Народная программа» — живая, в ней отражены самые насущные проблемы нашего общества, — уверена Ирина Сергеевна Петшик, член регионального координационного совета Общероссийского народного фронта. — Наши предложения правильные, потому что они подтверждаются жизнью.

Встречи и дискуссии о том, как сделать, чтобы учительству в регионе жилось комфортнее, продолжатся.

Метки:
baikalpress_id:  36 035