Авиасалон в Жуковском: все по МАКСимуму (есть видео)

В Подмосковье прошел десятый юбилейный Международный авиационно-космический салон МАКС-2011, образцы военной и гражданской техники демонстрировались предприятиями более 40 стран, свои новые крылья показала корпорация «Иркут»

На одну неделю аэродром Летно-исследовательского института имени М.Громова стал Меккой мирового авиапрома. А как еще охарактеризовать площадку, на которой прописались, хоть и временно, лучшие крылья планеты? Информагентства называют 500 тысяч человек — столько зрителей, по предварительным данным, побывало в Жуковском в период с 15-го по 21 августа. Спектр цен на билеты (собственно, как и образцы представленной техники) оказался весьма широк — от 650 руб. до 13,5 тыс. руб.

За среднестатистическую зарплату небогатого региона можно было припарковать автомобиль, арендовать электромобиль и занять место для съемки на специальной медиаплатформе. Если попытаться составить хит-парад самолетов, приковавших к себе больше всего внимания, то первая тройка, скорее всего, выглядела бы так: «Эйрбас» (Airbus) А380, «Боинг» (Boeing)-787 (больше известный как «Дримлайнер», или самолет мечты), а также сверхсекретный российский истребитель пятого поколения Т-50, именуемый еще как «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» (ПАК ФА). Пока что машины, выпущенные корпорацией «Сухой», проходят фазу испытаний.

В отличие от остальных лайнеров Т-50 появился в Жуковском только на время демонстрационных полетов. Подлинные характеристики Т-50 известны лишь узкому кругу специалистов, в народе его уже характеризуют как искусственный интеллект, упакованный в композитные материалы, способный самостоятельно распоряжаться имеющимся на борту оружием. Воскресная неудача — самолет не смог взлететь из-за неполадок в правом двигателе — не омрачила общего впечатления от машины. Летчик мог взлететь и на одном двигателе, но не стал рисковать истребителем и жизнями наблюдавших за полетами. Вряд ли ошибусь, если предположу, что «туристы», командированные разведывательными управлениями многих стран, приезжали в Жуковский лишь для того, чтобы попытаться в деталях рассмотреть новинку. Уже после праздника, по сообщениям СМИ, несколько человек были задержаны российскими спецслужбами за съемку в режимной зоне.

Среди образцов, которым еще предстоит встать на крыло, особым вниманием пользовался магистральный самолет XXI века, или сокращенно МС-21, детище Иркутского авиазавода — филиала ОАО «Корпорация «Иркут». В салоне полномасштабного макета МС-21 задолго до подписания контрактов и следовавших за ними брифингов побывала группа иркутских журналистов, в том числе сотрудник «Копейки».

Справедливости ради стоит сказать, что впервые полноразмерный макет салона МС-21 показали в прошлом году на авиасалоне в Фарнборо и уже тогда эксперты ведущих авиационных компаний мира назвали российский проект одним из самых перспективных и амбициозных. При выходе на проектную мощность головной исполнитель проекта — ОАО «Корпорация «Иркут» (к программе подключены также заводы в Ульяновске и Воронеже) — намерен выпускать около 70 машин в год; всего же планируется выпустить порядка 1200 бортов, треть которых пойдет на экспорт. Для сравнения: в СССР было произведено 852 самолета Ту-134. В частности, эти машины, а также Ту-154 на внутренних линиях заменит МС-21. Его салон в зависимости от модификации способен вместить от 150 до 210 пассажиров.

Создание нового лайнера поддержано Федеральной целевой программой развития отечественной авиатехники. Первые поставки нового самолета запланированы уже на 2016 год. И в данный момент, по информации представителей «Иркута», на заводе идет глобальная модернизация производства. Всего на переоснащение предприятия уйдет более 30 млрд руб. Отчасти катализатором технологической революции на предприятии послужили заказы для гиганта «Эйрбаса». В Западную Европу сибиряки поставляют три агрегата — килевую балку, нишу переднего шасси и направляющую закрылка. Под новое детище на Иркутском авиазаводе освобождаются дополнительные площади, где разместится в том числе поточная линия германской фирмы «Дюрр» (DURR Systems GmbH). Экскурсию для иркутских журналистов, ставших в Жуковском первыми «пассажирами» МС-21, провел президент «Иркута» Алексей Федоров.

— Мы находимся в полноразмерном салоне самолета МС-21, который выполняет сейчас две роли. Первая — это демонстратор. Мы показываем салон потенциальным покупателям и уже с ними обсуждаем предметы интерьера, прислушиваемся к их мнению. Во-вторых, салон выполняет роль некоего эталона. Специальная государственная комиссия, принимая его, делает замечания, с тем чтобы этот салон соответствовал всем правилам авиационной безопасности и был удобен для пассажиров, — говорит Алексей Иннокентьевич. — Наверняка уже при входе вы обратили внимание на то, что салон очень просторный, шире салонов и «Эйрбаса», и «Боинга». Как потом выяснилось, ширина пассажирского салона МС-21 составляет 3,65 м, это на 12 см больше, чем у А320 и на 19 — чем у «Боинга-737».

— Кресла в бизнес- и эконом-классах более широкие, а проход между ними позволяет спокойно разминуться двум взрослым, а также свободно разойтись пассажиру и стюардессе с тележкой, — продолжает Федоров. — Данное обстоятельство позволяет сократить время погрузки и выгрузки, а значит, сэкономить на оплате стоянки самолета в аэропорту. Все авиакомпании стараются минимизировать подобные затраты. Наша экономия во времени складывается не за счет пассажиров, а наоборот — добавляет им комфорта, что нравится потенциальным покупателям. Обратите внимание на полки для ручной клади: на каждую из них спокойно войдет даже чемодан среднего размера. Такие вместительные отсеки до сих пор размещались в широкофюзеляжных самолетах. И это тоже положительно отмечено посетителями. Сейчас многие компании-дискаунтеры внедряют новую идеологию пребывания на борту, когда пассажиры не сдают вещи в багаж, что опять-таки уменьшает время и удешевляет стоимость стоянки борта в аэропорту.

Поясним: дискаунтерами называются авикомпании, предоставляющие пассажирам минимальные цены при минимальном (но высоком по качеству) наборе услуг. Невозможно не обратить внимания на большие иллюминаторы в салоне, этим МС похож на знаменитый «Дримлайнер». Еще один очень важный аспект: давление в салоне самолета МС-21 будет создаваться таким образом, чтобы минимизировать дискомфорт при пребывании пассажиров на высоте. Интерьер салона разработан транснациональной компанией «Зодиак». На синих подголовниках кресел дизайнеры поместили рисунки взлетающих голубей. Останутся ли птицы в окончательном варианте оформления салона, пока не ясно — все будет зависеть от мнения покупателей и пассажиров. Создавая самолет будущего, авиаторы не забыли и об окружающей среде. По словам Алексея Иннокентьевича, МС-21 будет самым экологичным лайнером в своем классе, уменьшится выброс вредных веществ.

— Считаем, что МС-21 должен ассоциироваться у россиян с Байкалом, чистой водой и зеленой тайгой, — заключил президент «Иркута».

Кабина пилотов: а где штурвалы?

Первое, на что обращаешь внимание в кабине пилотов, это отсутствие штурвалов. Их функцию будут выполнять так называемые активные ручки, похожие на джойстики. Управляя самолетом, пилот будет чувствовать аэродинамические нагрузки и сопротивление. В кабине нет механических приборов, их заменит электронный дисплей.

— Перед пилотом опускается абсолютно прозрачная панель, со стороны похожая на обыкновенное стекло, поясняет Федоров. — Но не все так просто. На нее выводится необходимая для пилота информация, и это очень важно, например, для посадки. Летчик через прозрачную панель смотрит на взлетно-посадочную полосу и одновременно получает дополнительную информацию о скорости, высоте, расстоянии до точки приземления и т. д. Это дополнительный и очень важный аспект в вопросе безопасности. Конфигурация приборов уже принята макетной комиссией, и здесь уже ничего меняться не будет, по крайней мере на первоначальном этапе.

Под крылом мечты

Серьезные преимущества перед конкурентами МС-21 призвано обеспечить так называемое черное крыло, важнейший элемент конструкции выполнят из углепластика. Композитный материал позволит в первую очередь снизить вес лайнера, улучшить аэродинамику, как следствие — повысить экономичность машины. Прототип кессона крыла впервые демонстрировался в Жуковском. Для воплощения масштабного проекта в 2008 году было создано ЗАО «Аэрокомпозит».

— Основная задача нашей компании — разработка авиационных конструкций из композитных материалов, — говорит главный конструктор фирмы Сергей Куликов. — Перед вами находится первый прототип крыла самолета МС-21, изготовленный методом вакуумной инфузии. После выставки этот образец идет на испытания. Для серийного производства деталей в Ульяновске построят предприятие. Аэрокомпозиты будут использоваться не только для строительства лайнера, но и в автомобильной промышленности.

Следует оговориться, что, несмотря на жесткую конкуренцию, проект МС-21 реализуется на принципах международной корпорации. Так, американская компания Pratt&Whitney оснастит лайнер двигателями, которые в перспективе могут быть заменены на отечественные. Противообледенительную, противопожарную систему ведет Hamilton Sundstrand (США), а кислородную — французская Intertechnique. В общей сложности задействовано порядка двадцати российских и зарубежных предприятий.

В небе будет тесно

 Путь к завоеванию мирового признания, а значит и рынка, у МС-21 будет непростым. В категории среднемагистральных узкофюзеляжных самолетов давно и прочно обосновались американский Boeing-737 и европейский Airbus-320. Именно их попытается подвинуть МС-21 начиная с 2016 года, то есть с начала коммерческой эксплуатации. Оптимисты полагают, что самолет будущего способен занять до 10 процентов мирового рынка — это очень серьезный показатель. Конкуренция будет жесткой, поэтому гостей МАКСА, среди которых были потенциальные покупатели, интересовало — на чем основана уверенность «Иркута», что МС можно противопоставить монстрам неба.

Среди главных преимуществ называется расход топлива — он, по словам Алексея Федорова, ниже, чем у конкурентов. В частности, с А320 разница составляет 25 процентов. Масса МС без пассажиров примерно на 15 процентов меньше конкурентов — значит, примерно на эту же величину меньше эксплуатационные расходы. Улучшенная аэродинамика и перспективная силовая установка, а также снижение шума на местности (до 70 процентов) дает нашему борту определенные преимущества даже перед модернизированными разработками «Боинга» и «Эйрбаса».

Впрочем, в спор этой троицы может вмешаться и китайский СОМАС, который Поднебесная планирует поднять в небо в 2014 году. Вместимость базовой версии китайского лайнера составляет 168 человек. У МС-21 эта цифра колеблется от 150 до 210, в зависимости от модификации машины. В качестве стратегического партнера в споре за небо китайцы позвали канадскую компанию Bombardier. По данным «Коммерсанта», китайско-канадский проект способен отвоевать до семи процентов мирового «авиапирога».

Портфель твердых заказов корпорации «Иркут» на МС-21 уже насчитывает более ста машин. Среди покупателей — малайская фирма Crecom Burj Berhad, российские «Ильюшин Финанс Ко» и ГК «Ростехнологии» (для передачи в лизинг Аэрофлоту).

Борис Слепнев. Иркутск — Москва — Жуковский — Москва — Иркутск. Фото автора

Видеосюжет с авиасалона в Жуковском можно посмотреть по следующим ссылкам: 

Американские самолеты на МАКС - 2011 

 Десятый юбилейный авиасалон МАКС - 2011

Метки:
baikalpress_id:  35 963