Пешком до булочно

Менее месяца осталось до 1 сентября. Для кого-то это традиционный День знаний. Для нескольких тысяч жителей Иркутской области, работающих в службах такси, первый день осени станет днем «похорон легального такси». Именно так они окрестили вступающий в силу Федеральный закон № 69, который должен будет теперь регулировать рынок услуг такси. По мнению самих участников рынка, «закон о такси» в принятой редакции заставит многих уйти в нелегалы и пополнить тем самым армию бармил-частников.

Вообще-то наши люди на такси в булочную не ездят — с этим знаменитым наблюдением не поспоришь. Но, так или иначе, к услугам таксомоторов обращаются очень многие. Тем более что современные формы обслуживания, подсмотренные у цивилизованного Запада, весьма удобны и просты: элементарный номер телефона диспетчера, машина к подъезду и к нужному часу. Стоимость... При большой необходимости, чтобы, к примеру, глубокой ночью успеть в аэропорт или на вокзал, 200—300 рублей не деньги.

Однако осенью этот привычный порядок работы будет нарушен, предупреждают представители таксомоторных компаний, кивая на требования нового Закона № 69 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Потребитель должен быть доволен

В первую очередь все пассажиры такси должны знать, что ФЗ № 69 — закон нужный. Он должен навести порядок в деятельности легковых перевозчиков, что полезно потребителю услуги. Ведь до этого таксисты довольствовались разрозненными нормами в различных нормативных актах и местным законодательством.

Согласно ФЗ № 69, с 1 сентября любая таксомоторная компания или частный предприниматель-таксист на перевозку пассажиров и багажа обязаны иметь разрешение, выдачей которого будет заведовать некий уполномоченный орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. Похоже на своеобразный возврат к лицензированию, пусть и в упрощенной форме.

Далее. Легковое такси должно проходить государственный технический осмотр каждые 6 месяцев, что очень полезно для безопасности пассажиров. Как в былые времена, теперь все таксомоторы будут одного цвета, который установят местные администрации. Кроме того, возвращаются черные «шашечки» на двери, оранжевый фонарь на крышу и таксометр — в салон.

И еще одно важное требование закона: водитель легкового такси должен иметь водительский стаж не менее трех лет либо общий водительский стаж не менее пяти лет. Так что потребитель услуги должен быть доволен.

Потребитель не сможет быть довольным

Но сможем ли мы так же привычно вызывать такси, если подписанный еще в апреле президентом России закон сами таксисты приняли в штыки? По их утверждению, все нововведения обойдутся для них слишком дорого, что отразится и на потребителе. От нелегалов новые правила избавиться не помогут, а вот самим зарегистрированным таксистам придется выложить достаточно крупные суммы.

Но российские законотворцы не посчитали нужным своевременно обсудить документ с непосредственными участниками рынка. О принятых поправках владельцы служб такси узнали из СМИ и, естественно, восприняли закон как очередной передел рынка. По стране прокатилась волна массовых протестов.

Не остались в стороне и иркутские таксисты: очередная акция, в которой приняло участие несколько сотен такси с траурными ленточками, прошла в Иркутске в конце июля. Подобные протестные колонны выстроились в тот день более чем в 300 российских городах.

— Закон абсолютно сырой и непроработанный, — заявила в интервью иркутскому деловому журналу «Капиталист» Евгения Шороп, глава некоммерческого партнерства «Владельцы иркутских такси». — Многие депутаты даже не прочитали его, но проголосовали «за». На круглом столе в администрации города нам прямо сказали, что хотят сделать такси таким, как в Лондоне. А как мы будем под эти стандарты подгонять транспорт и персонал, никому дела нет. Очевидно, что небольшие службы такси хотят выдавить с рынка.

И в самом деле, многие благие на первый взгляд требования закона неизвестно как выполнять. Например, пункт, вызвавший наибольшее возмущение представителей таксомоторных компаний: разрешение на перевозку будут выдавать лишь тем службам такси, у кого автопарк находится в собственности либо в лизинге. Теперь арендовать авто у физического лица или использовать его по генеральной доверенности в качестве такси запрещено. А ведь именно по этой схеме сейчас работает подавляющее число таксомоторных фирм. В Иркутске из 130 зарегистрированных служб такси не более пяти имеют собственный автопарк.

— Многие фирмы попросту не смогут приобрести парк машин, и им придется закрыться, — констатирует Станислав Татарников, директор такси «Шесть двоек». — Нужны большие финансовые средства на содержание, профилактику, ремонт и обновление автомобилей. Например, в нашем парке 150 машин. Это частный транспорт. С водителями работаем на основании агентских договоров и договоров о возмездном оказании услуг. Чтобы купить 150 машин для собственного автопарка, потребуется не менее 50 млн рублей.

— Когда услышали о законе, сразу пошли в один из иркутских автомобильных салонов — хотели приобрести хотя бы несколько машин в собственность, — продолжает Евгения Шороп. — Выяснилось, что заказы принимаются только на ноябрь. Законодатели не учли, что российский рынок в принципе не готов к исполнению таких норм. Та же ситуация с таксометрами. В госреестре до сих пор не определена модель, которую мы должны использовать. К тому же, если сейчас цены на прибор колеблются в пределах 17—20 тысяч рублей, представьте, что будет, когда вся страна ринется закупать эти таксометры. Кстати, GPS-навигаторы выполняют почти те же функции, только стоят гораздо дешевле. Но альтернативу нам не предоставляют. Интересно: как в таком случае будут работать такси, например, в поселке Мегет?

По расчетам таксистов, таксометр сразу же сделает поездку дороже раза в два. При нынешней стоимости бензина (26 руб/л) цена за 1 км пути составит уже 58 руб. Готовы ли пассажиры к этому?

Еще одно спорное нововведение. Таксистам нельзя будет пересекать границы регионов: разрешение не действует на «чужой» территории. Так что же, если пассажиру срочно нужно в Улан-Удэ, его придется высаживать на границе с Бурятией, где-нибудь в Выдрино?

На деле это может вылиться в нехитрую уловку таксистов, которая была когда-то успешно апробирована в Узбекистане: таксисты соседних областей, чтобы не устраивать друг другу конкуренции, просто договаривались и на границах регионов пересаживали пассажиров в местный транспорт. Услуга поднимала конечную цену процентов на двадцать...

Вероятная перспектива

Подобная «модернизация» российского таксомоторного рынка заставила его участников объединяться: в начале августа был создан Национальный совет такси Российской Федерации. На его съезде выступил директор департамента госполитики Минтранса РФ Леонид Липсиц.

Он уверял собравшихся: «Закон этот принят потому, что население не принимает услугу такси в том виде, в котором она существует». А само понятие такси сейчас дискредитировано из-за толп непонятных водителей без «шашечек» и специальных фонарей. Такие жесткие меры позволят оградить рынок от бомбил. «Те, кто войдет на законный рынок, просто не пустят тех, кто работает незаконно», — считает чиновник Минтранса. Сами таксисты скептически относятся к заверениям чиновников. Они уверены, что пассажиры не готовы ничего оплачивать дополнительно. Конечно, все хотят ездить в быстром и безопасном такси. Но если встанет вопрос выбора между легальной фирмой с отличными автомобилями, всеми необходимыми разрешениями, документами и нелегалом-частником с низкими расценками, то выберут, скорее всего, последнего. Так что вполне возможно, что наши люди по-прежнему не будут в булочную на такси ездить. А «не наши» смогут позволить себе это по цене 60 и более рублей за километр.

Хотя есть предположение, озвученное одним из наших собеседников и с видом на приближающийся предвыборный марафон: скоропалительное принятие «закона о такси» вписывается в известный сценарий: осенью во взбудораживший всех документ главная партия страны примет определенные поправки и на приближающихся выборах получит свое большинство голосов...

Загрузка...