Николаевский завод

На дне Братского водохранилища находится металлургический завод, основанный еще в ХIХ веке

Продолжение. Начало в № 26

Под водой

В 1891 году правительством было утверждено решение о начале строительств Транссибирской магистрали. Специально созданный комитет по сооружению магистрали вынес постановление в том, чтобы Сибирская железная дорога, это великое народное дело, была осуществлена русскими людьми и из русских материалов. Николаевский завод от правительства получает заказ на изготовление рельсов на три миллиона рублей. Чтобы выполнить важный заказ, начато строительство Лучихинского железоделательного завода на правом берегу Ангары, против устья Оки, в 16 километрах от главного Николаевского завода. Заводы стали выпускать разнообразную и относительно сложную продукцию: паровые котлы и паровые машины, баржи, якоря, гидравлические прессы, рельсы и чугунные трубы. Для бытовых нужд изготовляли ломы, котлы и наковальни, топоры и молоты, вилы и лопаты, жаровни и вьюшки, утюги и сковороды, а также болты, винты, гвозди и гири.

Однако уже через год наступает кризис производства, вызванный сначала неожиданным банкротством Бутиных (по причине засушливого лета их пароходство потерпело огромные убытки), а затем и поступлением в регион по только что построенной железной дороге более дешевого уральского металла. И 7 мая 1899 новый владелец завода Савва Мамонтов, не имея оборотных средств, остановил производство.

Около 5 тысяч человек остались без работы. Начались массовые волнения. В 1900 году Николаевский железоделательный завод задолжал крестьянам около 70 000 рублей ассигнациями. Однако к 1902 году ситуация стабилизируется, и завод работал еще до 1915 года, пока не начались сперва предреволюционные волнения, а потом и революция. После того как в Братской волости узнали о свершении Октябрьской революции в Петрограде, на заводе начались беспорядки. Было решено в ночь с 17-го на 18 ноября обезоружить полицию, солдат и заводскую администрацию. Проделано это было так умело, что существенных сопротивлений никто не оказал. А наутро сторонники советской власти объявили рабочим, что в России произошла революция и вся власть перешла теперь в руки Советов. В 1921 году, после окончания Гражданской войны, усилиями рабочих были заново пущены Лучихинский и Николаевский металлургические заводы, однако предприятие оказалось нерентабельным.

В период 1923—1924 гг. в связи с большой задолженностью перед государством — 160 000 золотых рублей, назначается ликвидационная комиссия по закрытию Николаевского и Лучихинского заводов. Заводы закрыли, а пригодное оборудование вывезли в Черемхово, Усолье-Сибирское и Тельму.

...Весной 1952 года началась подготовка ложа водохранилища Братской ГЭС возле Братска. 26 июля 1961 года началось наполнение Братского водохранилища, и в 1967 году его уровень поднялся до проектной отметки — 106 метров. В процессе заполнения Братского водохранилища Николаевский завод целиком ушел под воду. Из незатопленного остались рудники в виде карьеров и колодцев и сама руда, уложенная в большие поленницы.

Находка охотника Николая Санникова

Братский охотник Николай Санников отыскал в тайге останки завода. Они находятся вблизи сопки Рудной, недалеко от Тарминского залива. Заводы выпускали разнообразную продукцию: паровые котлы и паровые машины, баржи, якоря, гидравлические прессы, рельсы и чугунные трубы. Для бытовых нужд изготовляли ломы, котлы и наковальни, топоры и молоты, вилы и лопаты, жаровни и вьюшки, утюги и сковороды, а также болты, винты, гвозди и гири. Более мелкие предметы и сейчас можно отыскать в лесу. Тайга еще не успела здесь полностью скрыть следы былой хозяйственной деятельности, и любопытный человек без труда может обнаружить эти приметы. Остались фундаменты каменных построек, колодец, ямы для заготовки древесного угля, места от кострищ, где обжигали кирпич и орты — горизонтальные шахты, откуда рабочие добывали руду.

Хронология событий 1842 год

В 25 километрах к юго-западу от Братского острога крестьянином д. Долоново Герасимом Поповым найдена железная руда.

1844 год

Возле деревни Красный Яр, в 5 км от Падунского порога, обнаружено месторождение железных руд.

1845 год

На реке Долоновке, левом притоке Оки, в 23 км южнее села Братского острога, начато строительство казенного Николаевского железоделательного и чугунолитейного завода. Техническое руководство осуществлял полковник (позднее — генерал-майор) Бароцци де Эльс, начальник горного отделения Главного управления Восточной Сибири, умерший в 1863 году и похороненный на Иерусалимском кладбище г. Иркутска. Средства на сооружение завода в размере 137 117 руб. были отпущены государственным заемным банком.

1847 год

Николаевский завод выдал первые плавки. Были запущены в действие доменная печь, девять кирпичных горнов и молотов, стан для прокатки железа и вагранка для отливки чугунных изделий.

1854 год

Завод вышел на полную мощность. Продукция завода перевозилась по рекам и расходилась почти по всей Восточной Сибири.

1856 год

Завершено строительство Николаевского железоделательного и чугунолитейного завода.

1864 год

Завод продали с торгов. Его новый владелец, купец С.К.Трапезников, затратил много средств, чтобы произвести техническое переоснащение предприятия.

1870 год

Трапезников продает завод иркутскому купцу Н.П.Лаврентьеву. Новый владелец нарушает условия контракта, и на предприятии начинается продолжительная стачка рабочих.

1872 год

От Лаврентьева завод перешел в собственность нерчинского купца 1-й гильдии М.Д.Бутина. Затем совладельцем завода стал его брат, Н.Д.Бутин. Бутины были богатыми и энергичными предпринимателями. Они завершили реконструкцию завода, превратив его в крупное предприятие, оснащенное совершенной для того времени техникой.

1876 год

Изделия завода экспонируются на всемирных промышленных выставках.

1878 год

На всемирной Парижской выставке Николаевский железоделательный завод удостоен за свои изделия серебряной медали, а М.Д.Бутин избран действительным членом Парижской национальной академии. В Москве на промышленной выставке металлургическому предприятию вручен государственный герб.

1899 год

Наступил кризис производства, вызванный сначала неожиданным банкротством Бутиных (по причине засушливого лета их пароходство потерпело огромные убытки), а затем и поступлением в регион по только что построенной железной дороге более дешевого уральского металла. 7 мая, не имея оборотных средств, новый владелец Николаевского завода Савва Мамонтов дал распоряжение прекратить производство. Около 5 тысяч человек остались без работы и хлеба. Начались массовые волнения.

1902 год

30 марта. В Москве принято постановление конкурсного управления по делам несостоятельного акционерного общества Восточно-Сибирских чугуноплавильных, железоделательных и механических заводов о передаче Николаевского завода в долгосрочную аренду группе петербургских капиталистов.

1917 год

О свершении Октябрьской революции в Петрограде узнали в Братской волости в ноябре. Яков Михайлович Оседлов, услышав эту весть от телеграфиста почты Николаевского завода, собрал своих товарищей. Было решено в ночь с 17-го на 18 ноября обезоружить полицию, солдат и заводскую администрацию. Проделано это было так умело, что существенного сопротивления никто не оказал. А наутро сторонники советской власти объявили рабочим, что в России произошла революция и вся власть перешла в руки Советов.

1918 год

Январь —- февраль. Компания Столля отказалась финансировать заводы, и тогда директор решил сократить производство на три четверти: вместо 1200 осталось только 300 рабочих.

1923—1924 гг.

В связи с большой задолженностью перед государством (160 000 золотых рублей) постановлением высшего хозяйственного органа — губернского экономического совещания — трест «Ангарметалл» расформировывается. Постановление утверждается Сибпромбюро ВСНХ, и назначается ликвидационная комиссия по закрытию Николаевского и Лучихинского заводов. Пригодное оборудование было вывезено в Черемхово, Усолье-Сибирское и Тельму.

Наталья Федотова, Павел Мигалев. Использованы материалы сайтов bratsk.xost и abratsk.ru.

Метки:
baikalpress_id:  15 046