В славянском племени

Все больше иркутян стремятся к воссозданию быта Древней Руси

Есть в Иркутске удивительные люди: по выходным они сражаются на мечах и топорах, а в будни, после работы, шьют себе рубашки изо льна и мастерят из стальной проволоки кольчуги. Они непременные участники всех славянских праздников — Масленицы, Ивана Купалы, Коляды. Можно их встретить и на общегородских мероприятиях, где они устраивают показательные выступления, приводящие в восторг всех мальчишек. Даже на улице, в обычной жизни, эти мужчины привлекают к себе внимание: у них окладистые бороды и длинные волосы, а уж когда они надевают свои костюмы, то не заметить их просто невозможно. Между тем они вовсе не актеры. Более того, основная деятельность большинства из них не имеет никакого отношения ни к театру, ни к истории. Просто все свободное время они посвящают историческим играм.

Зов предков

Сергей Дудкин — один из таких людей. В целом он обычный человек: по образованию — авиаконструктор, а работает на стройке, инженером по труду. Однако про свою национальность он говорит — славянин, про религию — язычник. Соратники называют его Княже, поскольку в военно-историческом клубе «Вольное племя», который организовал Сергей, он главный. Есть у них и свой воевода — это брат-близнец Сергея. Остальные члены коллектива — дружинники.

— Мы воссоздаем старославянский быт, новгородскую эпоху IXХ—ХII веков, — рассказывает Сергей. — Мы ничего не придумываем, а только пытаемся изучить и воскресить ту эпоху — одежду, оружие, доспехи. Для этого придерживаемся определенных традиций: соблюдаем внешний вид и все обряды и праздники того времени.

Правда, отмечает Сергей, у которого есть и второе, славянское, имя — Ярополк, все, что они делают, пока нельзя назвать реконструкцией в полном смысле. Пока что это стилизация. Так, например, на тех костюмах, которые все члены клуба шьют себе сами, не ручные швы, как полагается, а машинные. Мечи у них не из железа, а из стеклотекстолита, и щиты не из дерева, обтянутого кожей, а из фанеры. Да и большая часть рубашек пока сшита из хлопка, а этого материала в славянской Руси, понятное дело, попросту не было.

— Мы только начинаем воссоздавать то время, — поясняет Сергей-Ярополк. — К тому же добиться полной схожести трудно по той причине, что нам еще не все известно. Так, еще год назад я шил себе рубахи, которые имели другой покрой, нежели в то время. Теперь по историческим документам мы воссоздали покрой, для которого, в частности, можно использовать только материал шириной 60 сантиметров. Это потому, что в то время ткацкие станки не делали больше. А недавно я закупил несколько метров льна.

Надо заметить, что удовольствие это не из дешевых. Погонный метр льна стоит 300—400 руб., в зависимости от качества; шерсти — до 500 руб. На одну рубаху нужно 3—4 метра ткани, на порты — полтора. На изготовление шлема уходит 5—7 тысяч, и мастера, который сумеет сделать все правильно, еще нужно найти! Самый простой, без украшений, меч обходится в десять тысяч. Однако члены всех военно-исторических клубов отмечают, что денег им не жалко. Зов предков и тяга к корням в них намного сильнее.

Другая религия

Для Сергея большое путешествие в славянскую историю началось 6 лет назад, когда он примкнул к ролевому движению исторического фехтования. Под этим движением собираются те, кому интересны ролевые игры, например толкиенисты, которые играют в орков и эльфов. Вообще, в Иркутске первые ролевики стали появляться еще в начале 90-х годов, и тогда это все напоминало больше литературный кружок поклонников фэнтези. Позже те, кто заинтересовался всерьез, стали придумывать костюмы, образы, сюжеты и разыгрывать их. Потом начали устраивать игрушечные сражения на самодельных мечах.

В дальнейшем из массы поклонников фэнтези начали выделяться клубы, воссоздающие разные эпохи. Первым из таких клубов в Иркутске стал коллектив «Иркут — Север», где занимаются реконструкцией эпохи викингов. Другой такой клуб, «Ковчег», увлечен старорусской хореографией — его члены реконструируют праздники русско-славянских обрядов. Клуб «Яр» существует три года и тоже воссоздает эпоху Древней Руси. Сегодня в Иркутске увлеченных ролевыми играми примерно около 300 человек (среди них есть те, кому интересны битвы, другим — только костюмы, третьим — песни), а на игры обычно собирается до 150 участников.

Сергей первое время, по сути, просто играл в сказочных персонажей. Но потом серьезно заболел и в течение целого года был ограничен в передвижении. А когда поправился, отчетливо осознал, что потянуло к истории, на славянское.

— Не захотелось больше ничего придумывать, — улыбается Княже, — решил обратиться к Новгороду IX века. Понял, что меня буквально притягивают обряды, культура, быт тех времен. В те дни жили люди, которых очень уважаю, — Александр Невский, например. Я даже поменял свою религию. Когда-то, в 14 лет, был послушником при православной церкви, но теперь отношу себя к язычникам.

Воспитание кулаками

Полтора года назад Князь Ярополк стал набирать новую команду. Оказалось, что сделать это непросто, потому что не всем любителям сразиться на мечах и в кольчугах славянская культура казалась привлекательной. Тем не менее сегодня «Вольное племя» состоит из 10 человек, среди которых даже одна девушка. Она, правда, на мечах и кулаках не бьется, зато занимается работой, которую делали женщины в древнем Новгороде, — шьет одежду. Мужчины же тренируются на мечах и топорах и, как и наши предки, собираются на гуляния в славянские праздники. Любимая их забава — кулачные бои.

— Это отличный способ снять стресс и поднять самооценку, — рассказывает «дружинник» «Вольного племени» Александр Макаров, который параллельно с учебой на системного администратора работает инструктором по туризму и альпинизму. — Мне очень хотелось бы жить в то время, когда такие забавы были своего рода самоподготовкой населения, которое всегда могло дать отпор врагу. Это помогает и в наши дни. Во всяком случае, по лицу никто из нас не боится получить.

— Да, в драке мы и руки отбиваем, и синяки ставим, и головы, бывает, разбиваем, — добавляет со смехом Сергей. — Я в этом году даже ребро сломал. Ну не без этого! А недавно мы сделали два железных топора, внешне похожих на источники, и попытались рубиться на них. Тогда, честно говоря, нам стало страшно — наши фанерные щиты они пробивают насквозь...

В дальнейших планах коллектива «Вольного племени» воссоздание быта жителей Новгорода IX—Х веков. Год назад они организовали собственный праздник, который проводят 1 мая, — День реконструкции славянской кухни, когда они едят только то, что и наши предки: гречку, чечевицу, пшено, мед. Зажаривают на углях барашка, завернутого в глину. Сегодня братья славяне уже начали делать ручной ткацкий станок, на котором можно будет прясть ткань изо льна, потом шить домотканые костюмы из собственной ткани. А в скором времени, возможно, создадут собственное поселение.

— К сожалению, — констатирует «князь» Сергей, у которого даже на мобильном телефоне вместо современной музыки масса песен 300- и даже 500-летней давности, исполняемые членами клуба «Ковчег», — большинство современных молодых людей не гордится своей историей. Поэтому очень надеюсь на то, что мы сможем привлечь в наши ряды больше молодежи, отвлечь людей от дворового пьянства и возродить интерес к нашему прошлому.

Загрузка...