Николаевский завод

На дне Братского водохранилища находится металлургический завод, основанный еще в ХIХ веке

Металлургическая промышленность Иркутской губернии зарождалась в конце XVIII — начале XIX века, и ее история неразрывно связана с созданием Николаевского чугунолитейного и железоделательного завода на братской земле, где были найдены богатые залежи железной руды. Завод представлял образцовое промышленное заведение Сибири и входил в десятку сильнейших металлургических предприятий России. В ассортименте индустриального гиганта было все, в чем нуждались промышленность и местное крестьянство — начиная от гвоздей, табакерок и заканчивая рельсами и пароходами. Сегодня на месте завода раскинулся залив реки Долоновки, а о его былом существовании напоминают останки каменных построек на берегах и горизонтальные шахты, откуда рабочие добывали руду.

В немыслимых условиях

История завода началась в 1842 году, когда в 25 километрах к юго-западу от Братского острога жителем деревни Долоново, крестьянином Герасимом Поповым, была найдена железная руда. Спустя два года возле деревни Красный Яр, в 5 км от Падунского порога, снова обнаружили месторождение железных руд. Было созданы четыре рудника — Долоновский, Ермаковский, Кежемский, а несколько позже и Краснояровский. Легкость добывания руды, высокое ее качество, обширные площади леса, судоходность рек — вот главные причины, по которой недалеко от Братского острога было решено учредить казенный чугунолитейный и железоделательный завод с целью снабжения жителей Восточной Сибири, и прежде всего Иркутской губернии, чугуном, железом и железными изделиями.

Уже в 1845 году на реке Долоновке (приток Оки), в 23 км южнее села Братского острога, было начато строительство. Строился завод 10 лет ссыльнокаторжными в таежной глуши, в немыслимо суровых климатических условиях и бездорожье. Средства на сооружение завода в размере 137 117 рублей были отпущены государственным заемным банком. И уже через два года Николаевский завод выдает первые результаты: пущены в действие доменная печь, 9 кричных горнов и молотов, стан для прокатки железа и вагранка для отливки чугунных изделий. Деревянные воздуходувные меха и кричные механизмы приводились в движение вододействующими колесами. Для этого река Долоновка была перегорожена 107-метровой плотиной, где и образовался пруд.

По берегам Долоновки возник поселок с мастерскими, конторой, складами, казармой для воинской команды, гауптвахтой, церковью, больницей, магазинами, банями, конюшнями. В поселке к концу века насчитывалось ни много ни мало две с половиной тысячи жителей. В дальнейшем рабочая слобода разрослась и в ней проживало до пяти тысяч человек. Завод обеспечивался железной рудой высокого качества, содержавшей от 52% до 60% железа. Основной рудник — Долоновский — находился в 5 километрах от завода, два других (Ермаковский и Кежемский) — значительно дальше, в 48 и 96 километрах. Вокруг стояла тайга, и недостатка в топливе (древесный уголь, позже — дрова) не было. К 1854 году завод выходит на проектную мощность: добыто 2253,9 тонны руды, из которой выплавлено чугуна и чугунных изделий 994,2 тонны. Продукция завода перевозилась по рекам и расходилась почти по всей Восточной Сибири.

В 1856 году постройка завода была завершена. В комплекс заводских сооружений входили крупные постройки: доменный, кричный, плющильный корпуса, длиной от 40 до 50 м, шириной от 17 до 40 м каждый. Металл выплавлялся на двух литейных фабриках. Посредством воды действовали воздуходувные мехи и кричные механизмы. Выделка железа производилась в основном кричным способом. Уже в первый год работы завода на рудниках было добыто 13 757 пудов руды, выплавлено 38 080 пудов чугуна, отлито чугунной посуды и других изделий 21 688 пудов, выковано железа 4463 пуда, выделано железных инструментов и вещей 986 пудов.

Мировое признание

Судьба завода тесно связана с экономической жизнью края. Во второй половине XIX века завод, как и вся горная промышленность, переживает затяжной кризис, вызванный применением принудительного ручного труда и низкой технической оснащенностью. Содержание Николаевского завода обходилось казне дорого, потому что себестоимость продукции была примерно в два раза выше, чем на соседних уральских заводах.

Производством руководили мастеровые, временно направленные с Урала и работавшие здесь, пока им выплачивали льготное жалованье. Рабочие-каторжане, как правило, покидали завод, едва заканчивался срок каторжных работ. Училище при заводе на 12 человек не успевало готовить новых мастеровых. Поэтому в 1864 г. завод продали с торгов, и убыточное предприятие из казны перешло в частные руки.

С 1864-го по 1870 год им владеют братья Трапезниковы. Новые владельцы затратил много средств и времени, чтобы провести техническое переоснащение предприятия. И все-таки в 1870 году они продают завод. С 1870-го по 1874 год хозяином завода является купец 1-й гильдии Н.П.Лаврентьев, который нарушает условия контракта со своими рабочими, в результате чего начинается продолжительная стачка. Ее инициаторами выступили уральские специалисты, приехавшие в Сибирь по контракту. Первыми, 1 декабря 1870 года, забастовали литейщики. Это парализовало работу всех остальных цехов. Завод остановился. Стачка продолжалась свыше двух с половиной месяцев. В итоге администрации пришлось уступить и выполнить требования бастующих: упорядочить ежемесячный денежный расчет, выдачу продуктов вместо денег производить с согласия рабочих. Но была и хитрость со стороны заводоуправления: уральцам выплатили деньги и прогонные, и те уехали на родину.

За эти годы увеличен выпуск железа до 60 тыс. пудов в год. Завод производством своих изделий стал приносить значительную пользу для края, предоставляя высокие заработки местному населению, но по-прежнему продолжал оставаться нерентабельным предприятием.

Судьба завода изменилась в 1874 году, с переходом его в полную собственность Торгового дома братьев Бутиных. Предприятие было переоборудовано: старое оборудование заменили новым, вносились изменения в технологический процесс. В результате этого значительно повысилась производительность труда. С 1874-го по 1893 год завод дал 1436 тыс. руб. чистой прибыли. Бутины завершили реконструкцию завода, оснастив его совершенной для того времени техникой и превратив в крупное предприятие. И это дало свои результаты. В 1876 году изделия завода экспонировались на всемирных промышленных выставках. В 1877 году за превращение убыточного предприятия в прибыльное хозяин завода М.Д.Бутин был награжден орденом Святой Анны III степени.

Продукция Николаевского завода пользовалась большим спросом в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Она получила признание не только в России, но и за рубежом. Предприятие изготовляло паровые котлы и небольшие паровые машины, выделывало шинное, листовое и котельное железо, железные и стальные изделия, чугунные отливки для производственных целей и домашнего обихода. Было построено 11 пароходов. В 1878году на всемирной Парижской выставке Николаевский железоделательный завод был удостоен серебряной медали.

Окончание в следующем номере.

Метки:
baikalpress_id:  35 926