Киоскеры победили

Еще недавно павильоны платили городу по 2860 рублей за квадрат арендованной земли, а супермаркеты — 149 рублей

В десять раз снижена стоимость аренды земли в Иркутске для киосков и павильонов. Это произошло после двухлетней судебной тяжбы между региональным управлением Федеральной антимонопольной службы и администрацией города. До этого владелец небольшого павильона платил в городскую казну 2860 руб. за квадратный метр, а супермаркет всего 149 руб. Такие вот «равные» рыночные условия.

Подобная дискриминация мелких предпринимателей-торговцев в Иркутске возникла из-за постановления мэра г. Иркутска от 20.02.2009 г. № 031-06-522/9. Существование нескольких цен на аренду квадрата городской земли стало возможным из-за разницы в так называемых коэффициентах разрешенного использования. Для временных сооружений мелкорозничной торговли, типа киоска (павильона), коэффициент был установлен в пределах от 24 (если занимаемая площадь более 12 кв. м) до 60 (менее 12 кв. м), а на земельные участки, занятые магазинами, супермаркетами и рынками, всего 3,34. То есть чем больше торговое помещение, тем ниже цена аренды. Процесс по признакам нарушения закона о конкуренции был инициирован региональным отделением общероссийской организации предпринимателей «ОПОРА России».

— Из-за разницы в коэффициентах основная нагрузка легла на самых маленьких участников рынка, — в интервью иркутскому деловому журналу «Капиталист» сообщила руководитель УФАС по Иркутской области Валентина Заморина. — А поскольку супермаркеты и киоски действуют на одном товарном рынке — рынке розничной торговли, позиция мэрии противоречила антимонопольному законодательству. Киоск, магазин и павильон как место — конкуренты на рынке розничной торговли, и разная цена ставила большие магазины в преимущественное положение по отношению к киоскам и павильонам.

По словам Валентины Замориной, представители администрации города пытались обосновать это тем, что супермаркеты в итоге платят большие суммы за аренду, так как у них большие площади.

— Но ведь и проходимость, выручка, товарооборот у них выше. Такая позиция администрации свидетельствовала о различном подходе к участникам одного товарного рынка, — уверена Валентина Заморина. — Это ведь несправедливо. С одной стороны, мы говорим, что поддерживаем субъекты малого предпринимательства, а с другой — облагаем их наибольшей платой на аренду земли. Какая же это поддержка? Получается, что одна рука вроде бы гладит, а другая бьет. Администрация должна относиться ко всем участникам одного товарного рынка равнозначно. УФАС по Иркутской области выдало предписание мэрии Иркутска об устранении нарушения и установлении единого коэффициента разрешенного использования для всех участников торговли.

Однако администрация города решила обжаловать предписание в суде. В результате дело затянулось, но и арбитражный суд Иркутской области, и Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа поддержали позицию антимонопольной службы. Права предпринимателей удалось отстоять. После вынесенного в конце апреля этого года судебного решения постановлением мэра Иркутска установлен единый коэффициент разрешенного использования, независимо от типа торгового сооружения, — 5,58. То есть теперь стоимость аренды земли для киосков снизилась в 10 раз, а крупным участникам розничного рынка придется платить больше. Что, в общем-то, справедливо.

 Кстати, Валентина Заморина уверена: предприниматели могут и должны отстаивать свои законные права. Она уже не раз обращалась к представителям малого и среднего бизнеса с призывом: «Если вас обидели — приходите». Что касается тех вопросов, которые входят в компетенцию УФАС, предпринимателям там всегда готовы помочь. К тому же, как показала практика, органы местного самоуправления имеют намерение соблюдать антимонопольный закон. Значит, шансы преодолевать административные барьеры есть.

Загрузка...