Ердынские игры

Масштабный этнофестиваль проходит в эти дни в Ольхонском районе

Вплоть до XVII—XVIII веков на западном побережье Байкала, у подножия горы Ехэ Ердо в долине реки Анги, проводился крупный межродовой бурятский праздник — Ердынские игры. Практика проведения игр в этом месте прекратилась с приходом на Байкал христианских миссионеров, приблизительно в XVIII веке, и уже в начале ХХ века отошла в область преданий. В конце ХХ века благодаря публикациям доктора исторических наук, бурятского профессора Дашинима Дугарова Ердынские игры были возрождены и вновь состоялись в июле 2000 года. Благодаря своей массовости, зрелищности и мастерству выступающих фольклорных ансамблей и спортсменов Ердынские игры стали заметным явлением в возрождении национальных традиций бурятского народа. Третьи по счету в этом веке возрожденные Ердынские игры пройдут традиционно в устье реки Анги, в 8 км от поселка Еланцы Ольхонского района.

Больше можно, меньше — нельзя

Долгое время Ердынские игры были забыты. Однако несколько лет назад профессор Дугаров нашел краткие сообщения об играх в полевом дневнике видного бурятского этнографа М.Н.Хангалова, жившего в XIX веке. Найденные им записи датировались 1908 годом, и вот что писал этнограф: «В Яланцовском ведомстве есть две небольших горы, которые имеют продолговато- конусообразную форму и вышиною около 25 сажень. Эти две горы называются: одна Малая Ерд (Бага Ерд) и другая — Большая Ерд (Ехе Ерд). Эти горы замечательны тем, что прежние буряты вокруг Большой Ерд устраивали национальный праздник».

И в самом деле, Ердынские игры (по-бурятски Ердын наадан) проводились вокруг двух сопок — Ехе Ерд и Бага Ерд, расположенных в долине Анги, в 8 км от районного центра Еланцы, вниз по течению Анги в сторону Байкала. Более крупная из сопок — Ехе Ерд — представляет собою холм почти правильной куполообразной формы, высотой 40—42 метра над поймой долины. Она сложена гранитными пегматитами и кварцевыми жилами, то есть горными породами, характерными для данного района Приольхонья. Вторая сопка, Бага Ерд, имеет продолговато-вытянутую форму, высота ее над поймой всего 12 метров, и сложена она гнейсовидными гранитами и гранитными пегматитами. На обеих сопках нет никаких признаков, которые указывали бы на искусственное их происхождение. Необычность сопок заключается лишь в том, что они стоят на ровном пространстве поймы Анги, которая охватывает их со всех сторон.

Окружность Ехе Ерд составляет около 700 шагов, следовательно, здесь принимало участие около 700 человек. Хангалов писал также: «Именно поэтому в танце не могло принимать участие меньшее количество людей, но больше — сколько угодно. В Кудинском ведомстве я слышал, что игры вокруг горы продолжались около 30 дней. Что один молодой человек в 30 дней износил шесть унтов. В Куруичинском ведомстве слышал, что во время игры вокруг гор Ерд (Ерд наадан) хорошие и меткие парни находили себе красивых и хороших жен. Красивые и хорошие девицы находили хороших, умных и метких мужей».

Впрочем, знания о Ердынских играх не ограничивались только описанием этнографа Хангалова. Ольхонские буряты сохранили устные предания об играх, а обобщенные сведения о них сводятся к следующему: игры проводились либо один раз в году, весной, в мае, когда земля покрывалась свежей зеленью, либо дважды в году, весной и осенью. В связи с этим Дашиним Дугаров высказал предположение о том, что некогда игры проводились два раза в год, а в позднейшее время — один раз, только весной, а затем и вовсе прекратились. Продолжительность игр определяется 6 сутками, не более. Сообщение Хангалова о продолжительности игр в 30 суток устными рассказами бурят не подтверждается.

Белоснежная Ерд

Само слово «ерд» не бурятское и не монгольское (современные буряты произносят «ердо»). В топонимах Ехе Ерд и Бага Ерд бурятскими являются лишь первые слова, означающие «большой» и «малый». Основа «ерд», по мнению Дугарова, является заимствованной. Она сходна с названием богини Земли в скандинавской мифологии (древнеисландское iord — «земля»). По мнению Дугарова, сопки также олицетворяли мифическое мировое дерево, посредством которого люди устанавливали связь с небесными божествами, посылая им свои молитвы и жертвоприношения. Игры вокруг Ерд напоминали, по мнению исследователя, смотры народного песенного творчества.

Главным событием на играх выступал многодневный круговой танец ехор вокруг сопки Ехе Ерд. Понятно, что для того, чтобы охватить сопку полностью по окружности, необходимо иметь не менее 700 танцоров. Когда не собиралось на празднества такого количества людей, то игры считались неудачными и приехавшие быстро разъезжались. В соответствии с этим и в целом год признавался неудачным, не несущим людям счастья и благ. Когда же собиралось много народу, до двух-трех тысяч человек, игры проходили в течение нескольких дней, причем танец ехор исполняли вокруг сопок и днем и ночью.

Кроме ехора на празднестве устраивали состязания певцов. И вообще на играх исполнялись всевозможные песни. По всей видимости, на играх широко были представлены традиционные спортивные бурятские состязания: стрельба из лука, борьба, конные скачки. Но в преданиях нет указаний на проведение здесь жертвоприношений и молебствий. Рассказывают также, что рядом с сопками Ерд жил очень богатый бурят, своими овцам он не знал счета. Перед играми этот богач устилал шкурками белых ягнят все склоны священной Ерд, и она становилась белоснежной. На игры съезжалась в основном молодежь. Приезжали молодые люди со всех районов Западной Бурятии, приезжали и с восточного берега Байкала.

Олимпийские игры Сибири

Несмотря на скудные современные знания о Ердынских играх, несомненным остается то, что эти игры и празднества были в древности присущи бурятам, и прежде всего эхиритам. Их возрождение, конечно, стало значительным событием в духовной и культурной жизни всего бурятского народа.

Впервые после долгого перерыва Ердынские игры состоялись в июле 2000 года, и тогда же было принято положение, согласно которому этот национальный праздник должен проводиться один раз в четыре года. Сегодня Ердынские игры — это своеобразные Олимпийские игры народов Центральной Азии, где участники меряются силами в национальных видах спорта, здесь же проходят состязания среди певцов и сказителей. Главным событием на играх по-прежнему выступает круговой танец ехор вокруг сопки Ехе Ерд, для кольца необходимо не менее 700 участников.

Возрожденные Ердынские игры по своему содержанию и значению крупнее Сурхарбаана и характеризуются как межрегиональный этнокультурный фестиваль, на который съезжаются гости издалека. В июле 2000 года на них присутствовало свыше двух тысяч человек: было много гостей из Бурятии, Саха (Якутии), Агинского автономного округа Читинской области (ныне Забайкальский край). В 2004 году праздник проводился с еще большим размахом. По своей зрелищности, мастерству выступающих фольклорных ансамблей и красочности костюмов Ердынские игры стали заметным явлением в возрождении национальных традиций бурятского народа.

В программе были традиционные соревнования по стрельбе из лука, классическая борьба, выступления фольклорных ансамблей, конные скачки. В спортивную программу помимо традиционных состязаний были включены необычные соревнования по метанию камня и перетягиванию палки. Последний вид спорта является национальным у якутского народа, и доминировали в нем северные гости. На играх была заложена традиция избрания красавицы мероприятия. Красавицей первых Ердынских игр в 2000 году была признана студентка БГУ Сэсэг Дашинамжилова. Состоялся и традиционный ехор вокруг горы. Танцующих оказалось достаточно, чтобы не только сомкнуть круг возле горы, но и образовать полтора круга. Количество людей в хороводе, приблизительно подсчитанных по отснятым фотографиям, составило около 900 человек.

Танцуют все!

В этом году Ердынские игры традиционно соберут участников из Зауралья и других регионов страны: на фестиваль приедут гости из Астраханской области, Забайкальского, Красноярского, Алтайского и Хабаровского краев, республик Бурятия, Тыва, Алтай, Хакасия, Башкортостан, Калмыкия, Татарстан, Саха (Якутия), Ханты-Мансийского автономного округа, а также из Китая, Монголии и Кореи.

Загрузка...