Как обирают стариков

Доверчивые пенсионеры, ветераны и инвалиды чаще других становятся жертвами жуликов. Приангарье вошло в перечень регионов, где проводится акция по профилактике подобных обманов

Обмануть пенсионера не составляет особого труда. Психологи утверждают, что пожилым людям, как и детям, не хватает внимания. Именно этим с радостью пользуются мошенники. Без угроз, без физического давления они создают такие ситуации, когда старики сами отдают деньги и ценности незнакомцам. Пожилые люди впускают в дом неизвестных, отвлекаются на что-то, а через несколько минут понимают, что все накопления пропали. За первые четыре месяца 2011 года в области зарегистрировано 400 случаев мошенничества. В 58 случаях жертвами стали пенсионеры. Для того чтобы решить, как оградить пенсионеров от финансового обмана, в Иркутске прошел круглый стол на эту тему.

«Я из соседнего подъезда»

Чтобы обмануть стариков, мошенники задействуют актерские способности, методы убеждения и технические средства. Приведем в пример два очень простых способа обмана, на которые клюют пенсионеры.

В гости к бабушке приходит приятная девушка и представляется работником, например, жилищно-коммунальной компании — она якобы делает обход подъезда и отдает деньги из-за перерасчета. «В прошлом месяце вы переплатили 200 рублей, мы вам возвращаем эту сумму», — говорит она. Девушка предлагает пройти в комнату, чтобы старушка расписалась в бланке возврата. После этого незнакомка отдает старушке 1000 рублей — мельче у нее нет. Бабушка достает сдачу, например, из бельевого шкафа, который находится в той же самой комнате. Мошенница теперь знает, где лежат деньги, набирает номер своего подельника — настал его черед.

Подельник звонит в дверь к бабушке, и та идет открывать, чтобы услышать: «Простите, кажется, я ошибся дверью». В это время мошенница забирает из тайника все накопления. Ее работа сделана, она уходит, пожелав старушке всего доброго.

В другой раз в дверь к доверчивому старику звонит расстроенная незнакомка. Она со слезами на глазах очень кратко рассказывает грустную историю: «Здравствуйте, меня зовут Оля, я из соседнего подъезда. У меня бабушка умерла, вы ее знаете — Ирина Павловна. А хоронить ее мне не на что, дайте, пожалуйста, сколько можете». Для старичка это известие, конечно, как гром среди ясного неба — он прекрасно знаком с Ириной Павловной. Пенсионер без раздумий дает столько, сколько может, или даже немного больше. Через минуту мошенницы и след простыл, а через две минуты старичок узнает, что Ирина Павловна жива и здорова. Но деньги от этого приятного известия не вернутся...

Вариант с козырной фразой «Я из соседнего подъезда» очень распространен. Мошенники могут просить не только деньги, но и бытовую технику. Особенно часто такая схема встречается в новостройках, когда еще не все соседи знакомы друг с другом.

 «Здравствуйте, я со второго этажа, вчера переехал. Одолжите, пожалуйста, утюг (дрель, набор отверток)», — говорит молодой человек. «Конечно, возьмите», — идет на уступку доверчивый человек.

«Вышли денег, срочно!»

Телефонные мошенничества — другая категория преступлений. Если старик худо-бедно сможет описать тех, кто похитил его сбережения практически в открытую, то с выкачиванием денег с мобильного телефона все значительно сложнее. Массовые рассылки о победах во мнимых розыгрышах призов приходили, пожалуй, на все мобильные телефоны. Михаил Корбак, заместитель начальника УБЭП ГУ МВД РФ по Иркутской области, рассказал, что одна из жительниц области, попавшись на удочку, перевела на счет злоумышленников около двух миллионов рублей — случай для Приангарья уникальный. Пенсионерка потратила все свои сбережения и влезла в огромные долги.

Сначала женщине пришло короткое сообщение о крупном денежном выигрыше. По условиям акции, чтобы получить деньги, она должна была перевести на некий телефонный номер сумму в размере 13% от выигрышной. Радостная иркутянка так и поступила, но денег не получила. Через некоторое время ей перезвонили с московского номера, якобы из МВД, и сообщили, что она стала жертвой мошенников. Но для того чтобы было заведено уголовное дело, началось расследование и деньги были возвращены, нужна другая определенная сумма на неотложные нужды. Пенсионерка перевела еще денег. Третий звонок был уже якобы из Генеральной прокуратуры России, которая схватила злоумышленников, нерадивых милиционеров и еще кого-то. Если бы женщина возжелала возмездия над обманщиками, ей предстояло бы перевести 20 000 рублей. Конечно, она захотела справедливого наказания для мошенников. В итоге лишилась двух миллионов, а настоящие мошенники еще не найдены. Пресс-секретарь ЗАО «Байкалвестком» Глеб Русин рекомендует перезванивать в справочную службу своего оператора в том случае, если сообщение о выигрыше кажется вам подозрительным. Он также отметил простую вещь, о которой многие старики просто забывают: если вы целенаправленно не участвуете в каких-либо розыгрышах призов, то и награду вам вручать не станут.

Другой бич сотовых обманов — просьба перечислить деньги на телефон в связи с какой-нибудь экстренной ситуацией. Многие клюют на короткие сообщения такого рода: «Это я, срочно положи *** рублей на этот номер, я в милиции, позже все объясню». При этом люди не обращают внимания, что номер телефона явно не относится к нашему региону. Одного такого мошенника, обманывающего иркутян, недавно удалось выявить. Он нашелся под Санкт-Петербургом. Мужчина рассылал СМС, находясь в колонии, где отбывал срок за уголовное преступление.

Однако это далеко не весь арсенал мобильных мошенников. Сейчас набирает обороты другой вид обмана — платные телефонные вызовы. В этом случае жертву не просят перечислить деньги или что-то оплатить. Требуется лишь перезвонить на указанный номер, который оказывается платным: например, по 30 рублей за минуту разговора. Люди даже не сразу понимают, что со счета уходят деньги, пока они переспрашивают, куда попали, или объясняют, что их номер не тот, что нужен абоненту на другом конце провода.

Не гнушаются ничем

— Для мошенников нет ничего святого, они вообще ничем не гнушаются, — говорит заместитель председателя Иркутского областного совета ветеранов войны, труда, ВС и правоохранительных органов Анатолий Лавыгин. — На ветеранах наживаются как могут. Несколько человек недавно рассказывали мне, как им продали хороший слуховой аппарат, стоимостью якобы в 80 тысяч, за 2,5 тысячи рублей. А на самом деле там китайская халтура за 30 рублей, с нечитаемой инструкцией. Очень много стариков покупают «чудодейственные» аппараты за сумасшедшие деньги. Они спасают якобы ото всего. А на самом деле это обычные аппараты для физиопроцедур. Но дело в том, что их можно использовать только по назначению врача и только на определенных частях тела. Мошенники же уверяют доверчивых стариков в том, что эти машины лечат вообще все, — заключает Анатолий Егорович.

Как не попасться

МВД России разработало специальную памятку, которая поможет пенсионерам не стать жертвами мошенников. Правда, ее выпуск в цвете на глянцевой бумаге — дело весьма затратное. Поэтому копии памятки можно скачать из Интернета — с сайта ГУ МВД по Иркутской области, по адресу GUVD38.RU. Кроме того, копии памятки в Приангарье будут распространяться через отделения Пенсионного фонда — самой посещаемой организации в стране.

Но это только одна мера, которая вовсе не гарантирует стопроцентной защиты от мошенников. Бывает так, что старики дважды попадают в одну и ту же ловушку. В апреле этого года мы писали, как у 89-летней жительницы Свердловского района Иркутска, проживающей вместе со своей 84-летней сестрой, украли 27 тысяч.

Участницы Великой Отечественной войны привыкли доверять людям, поэтому без сомнений впустили в дом «работницу энергосбыта». Ольга Филипповна, старшая сестра, рассказала, что обманщица была довольно вежлива и приветлива с сестрами. Теперь бабушки очень переживают не только потому что их обокрали. Они сожалеют, что оказались слишком доверчивыми и не попросили удостоверения у незнакомой женщины. Кроме того, они не стали закрывать дверь в квартире, когда обманщица прошла в дом.

Огромное сожаление доверчивых старушек о случившемся усиливает еще и то, что три года назад их точно так же уже обворовывали. Сестры признаются, что происшествие трехлетней давности должно было стать им уроком, но они не поверили, что с доверчивыми стариками могут обойтись подобным образом не один раз.

На круглом столе начальник одного из отделов Байкальского банка Сбербанка России Ирина Федотова рассказала, как такой ситуации можно избежать. Хранить деньги на карточке значительно безопаснее, чем наличными в квартире. И у стариков есть возможность получать пенсию именно по карточке — снимать в банкоматах только те суммы, которые необходимы сейчас или на ближайшие недели, чтобы остальные деньги были неприкосновенны. Но, понимая, что не все пенсионеры знают, как работать с пластиковыми картами, консультанты в любом отделении банка показывают и подробно объясняют всем желающим, как это просто.

С размахом

В пресс-службе ГУ МВД по Иркутской области нам пояснили, что масштабная программа профилактики социального мошенничества только набирает обороты. Круглые столы, посвященные этой теме, планируется провести в крупных городах Иркутской области — Братске, Усолье-Сибирском, Ангарске, Усть-Илимске. Эти места выбраны не случайно, поскольку жертвами мошенников становятся старики именно из городов — в сельской местности такие случаи пока еще редкость.

Метки:
baikalpress_id:  14 735
Загрузка...