Музыка из топора

Супруги Шамолюк из Заларей возрождают русские музыкальные традиции — жена играет на стиральной доске, а муж аккомпанирует ей на косе

Что такое музыкальный инструмент? Для Марины и Павла Шамолюк из Заларей это деревянные ложки, горшки, топоры, косы, стиральные доски, двуручная пила и прочие предметы крестьянского быта. Пять лет назад Марина и Павел организовали ансамбль народной игровой песни «Затея», ставший для них смыслом всей жизни, в том числе семейной.

«Концертное оружие»

Достаточно услышать, как звучит двуручная пила, чтобы влюбиться в ее «голос» — гулкий, волнообразный. Марина виртуозно прикасается к инструменту деревянной лопаткой, и пила протяжно поет.

— Как-то на концерте к нам подошли музыканты из другого коллектива, — со смехом вспоминает Марина, — и спрашивают: «Это у вас концертная пила?» Я, естественно, отвечаю: нет, обычная. Музыканты были разочарованы: «А-а, обычная...» А мы теперь часто вспоминаем этот случай и смеемся. Не бывает «концертных» пил или топоров — у нас все обычное, но музыкальное!

Познакомились Марина и Павел 10 лет назад. Тогда они оба жили в Усть-Илимске и выступали в составе народного ансамбля «Сибирь» — она руководила хором, а он оркестром. У Павла к тому моменту уже было музыкальное образование (он окончил Братское училище по классу баяна), а Марина только поступила в Восточно-Сибирскую академию культуры и искусства в Улан-Удэ.

— Я потомственная певица, — улыбается Марина. — В хоре пела моя мама, и я с детства росла в атмосфере песен и концертов. Правда, почти до 30 лет я не планировала заниматься музыкой профессионально, но от судьбы, видимо, не уйдешь.

Судьба нашла ее в лице молодого баяниста Павла Шамолюка. Молодые люди сошлись во взглядах: оба считали, что народное творчество должно быть истинным. Марина предлагала илимчанам использовать для аранжировки песен деревянные ложки, но понимания не нашла.

— Надо знать историю русского народа, чтобы понять, почему стали играть на ложках и горшках, — продолжает Марина. — Профессиональными музыкантами на Руси были скоморохи, которые играли на свирелях, дудочках, жалейках, гуслях. Но православие считало их музыкальные инструменты атрибутом язычества и поэтому уничтожало. Затейники тех лет находили выход: начинали играть на том, что было под рукой, — на ложках, топорах, пилах, рубелях, горшках.

Павел поддержал свою жену, и в 2006 году они организовали свой ансамбль, который назвали со смыслом — «Затея». Марина окончила академию, и вскоре супруги перебрались в Залари. Здесь, на родине выдающегося слепого баяниста Ивана Маланина, они почти сразу же нашли единомышленницу — студентку Челябинской академии культуры Ольгу Першину. Ольга с энтузиазмом отнеслась к затее Марины и Павла. Втроем начали экспериментировать, и в их арсенале кроме ложек появились такие инструменты, как ухват, коса или стиральная доска.

— При желании играть можно на чем угодно, — объясняет Павел. — Конечно, мы совершенствуем (например, подвесили на ухват колокольчики) наши инструменты и подбираем их по звучанию — чем звонче, тем лучше. При этом на гастролях инструменты супругов Шамолюк нередко пугают зрителей, особенно тех, кого принято называть vip. Во время Байкальского экономического форума их пригласили выступить перед столичными гостями в Тальцах. А когда музыканты приехали, охранники стали требовать, чтобы они сдали холодное оружие — топор, косу, пилу. Павел и Марина долго объясняли, что это музыкальные инструменты. Поверив на слово, охрана бдительно наблюдала за артистами во время репетиции. Приятнее всего, признаются музыканты, играть на тех предметах, которые когда-то действительно использовались по своему прямому назначению. Так, есть у них рубель, который достался в наследство от бабушки Павла. Этим рубелем, на котором самозабвенно играет Марина, когда-то гладили рубашки и сарафаны. А еще есть у них чугунные горшки, которые Шамолюки позаимствовали в местном краеведческом музее. В этих горшках местные жители еще сто лет назад варили щи да кашу.

Какой русский не любит громкой песни...

— Народное творчество тем и замечательно, что у него нет строгих рамок, — рассказывает Павел. — У народной песни нет одного автора, и любую композицию можно перепеть на свой лад. Собственно говоря, именно это происходило на протяжении многих веков.

Сегодня в живых осталось немного людей, кто еще может исполнить песню так, как в старину. Чаще всего это очень старенькие бабушки, которые живут в глухих деревеньках. Есть такие деревни и в Иркутской области, но чаще всего исполнителям народных песен приходится ориентироваться уже на сборники, в которых есть только слова и совершенно нет нот. Играть русскую народную музыку — большая ответственность, уверяют современные скоморохи. Супруги сокрушаются, что даже русские народные костюмы сегодня не умеют шить. То, что можно увидеть на сцене во время выступления фольклорных и народных ансамблей, повергает в уныние. Неверное сочетание цветов, несоответствие головных уборов, верха и низа, кокошники на пожилых женщинах — все это говорит о незнании своей культуры. А самое печальное, что современный слушатель не знает, что же это такое — настоящие русские народные песни. Задача небольшого коллектива «Затеи» как раз и состоит в том, чтобы объяснить это зрителям.

— В большинстве случаев такими считаются произведения, написанные конкретными авторами в середине прошлого века, — в сердцах восклицает Марина, — а то и вовсе что-то из современной эстрады! Теряется русская вековая культура. Уже почти невозможно найти ребенка, которому пели бы колыбельные песни, не говоря уже о плясовых. А ведь это наши корни... Сегодня «Затея» — единственный в области взрослый коллектив, который играет на предметах быта. В репертуаре около 50 песен, а самая старая из них датируется примерно XIV веком. А еще Марина и Павел преподают в Заларинской музыкальной школе: создали детский ансамбль «Потешки», где на ложках играют 12 девчонок и мальчишек.

— Несмотря на то, что традиционные песни забываются, — говорит Марина, — русская душа есть в каждом из нас. То, как люди реагируют на наши выступления, лишний раз подтверждает это. А с каким удовольствием на ложках учатся играть дети! Многие, после того как поучатся у нас, с большим энтузиазмом начинают осваивать и другие — традиционные — музыкальные инструменты, в народных мелодиях они находят вдохновение.

Как настоящие фанаты своего дела, Марина, Павел и Ольга привлекают к народному творчеству всех, кто их окружает. Наверное, в Заларинском и Нукутском районах не осталось ни одного человека, который не был бы причастен к тому, что они делают. Кроме ансамбля «Потешки» Шамолюки руководят еще четырьмя творческими коллективами, в которых занимаются как дети, так и старики. Вместе они изучают русские народные песни, учатся играть на ложках и топорах. Марина приобщила к любимому делу даже свою внучку Настю, которой исполнилось три года! — Когда Насте было всего два года, она уже выступала на сцене, — рассказала Катя, дочь Марины Шамолюк. — В скором времени вместе с мамой буду выступать и я.

То ли еще будет!

Ансамбль «Затея» гастролирует много и с неизменным успехом. — Мы сумели поразить даже бывших коллег из Усть-Илимска, — смеются заларинские «затейники». — Когда мы выступили перед ними, они только завистливо вздыхали: «А ведь предлагала нам Марина играть на ложках!..» В этом году супружеская чета Шамолюк впервые принимала участие в ХI международном фольклорном фестивале-конкурсе имени Ивана Маланина в Новосибирске. На фестивале выступали фольклорные коллективы из Франции, Израиля, Белоруссии, Украины и со всех уголков России. Приезжали целыми семьями, поэтому тем более приятно, что дуэт «Затея» (Марина и Павел ездили без Ольги) сумел занять третье место в номинации «Семья и традиция». Кроме этого, они заняли третье место в фольклорно-обрядовой номинации «Кто во что горазд» (здесь как раз брались в расчет необычные инструменты) и второе место получили за частушки.

Метки:
baikalpress_id:  35 829
Загрузка...