Квест: в лабиринтах старого Иркутска

Студенты Восточно-Сибирской государственной академии образования в этом году приняли участие в интеллектуальной игре на знание истории областного центра

Участникам понадобились ум, смекалка, логика и наблюдательность. Нелишними оказались быстрые ноги, крепкое здоровье и умение ориентироваться среди городских улиц и зданий. Старались студенты не только хорошей оценки ради — а в честь 350-летия областной столицы. Подготовили задания по четырем этапам — Иркутск купеческий, архитектурный, православный, театральный — преподаватели кафедры истории России. Проект, посчитав его социально значимым, поддержала администрация Иркутска. Помимо студентов в игре приняли участие школьники города — всего 11 команд.

Успеть в десять мест

Когда команда «Дети Марса» вышла на свой первый маршрут, по этапу «Иркутск купеческий», девчонки быстро поняли, что трудности их ожидают немалые. Иногородним студенткам из Братска, Тайшета, Бурятии, знакомым только с дорогой от общежития до корпуса и обратно, пришлось буквально на бегу пополнять свои знания о городе — узнавать названия улиц, микрорайонов, изучать движение транспорта. Ведь предстояло найти 10 мест, разбросанных по всему Иркутску, добраться туда, сфотографироваться и вернуться на факультет, где сдать отчет, и только тогда согреться горячим чаем с печеньем. На все занимательное путешествие отводилось три часа.

По правилам, по незнакомым фактам истории можно было получить подсказку по ходу дела: группа поддержки команд, пока те носились по городу, ждала у компьютера с Интернетом, с книгами, им всегда можно было позвонить. Кроме местных жителей, к которым разрешалось обращаться, готовы были помочь преподаватели, если вдруг кто-то заблудится. Но обошлось, смеются девчонки. Зато благодаря игре, признаются они, теперь Иркутск стал им гораздо ближе — особенно хорошо изучили исторический центр.

— Ребята по-другому стали относиться к городу, открыли для себя, что в нем много красивых домов разного времени и эпох. А потом, за зданиями они увидели людей, которые их строили, жили там, узнали о событиях, которые происходили, — рассказывает Лариса Занданова, доктор исторических наук, заведующая кафедрой истории России Восточно-Сибирской академии образования. — О театрах, например, узнали, какие там раньше шли постановки. В 26-й школе, которая тоже участвовала в нашей игре, провели урок «Иркутск театральный», целый класс занялся изучением спектаклей прошлых лет, узнавали имена знаменитых иркутских артистов, пригласили к себе актеров на встречу.

— Мы пережили очень много эмоций, — признаются участницы команды «Дети Марса» — На нас были красные шарфы, и прохожие обращали внимание, спрашивали, куда мы такой толпой несемся. Очень важно было правильно составить маршрут, чтобы нужные объекты оказались по пути нашего следования и не надо было бежать в разные концы города.

И поиграть, и книжки почитать

Интересной идеей заразила всех Лариса Марсовна Салахова. — Лариса Марсовна — выпускница нашего факультета, кандидат исторических наук, окончила докторантуру. Она много лет жила и работала в Братске, там у нее появился большой опыт интеллектуальных и подвижных игр на местности. Все мы знаем спортивное ориентирование, а это ориентирование историческое, потому что оно дает возможность, во-первых, и побегать, и почитать книги, и поработать с компьютером, и пообщаться с людьми, и научиться работать в команде. То есть здесь совмещается комплексная творческая деятельность — не скучная, а, наоборот, веселая, активная, — рассказывает Лариса Викторовна. Чтобы провести игру, подали заявки на участие в конкурсе социально значимых проектов, объявленном администрацией города, получили поддержку. Управление культуры мэрии выделило денежные субсидии.

— Все преподаватели кафедры приняли участие в разработке заданий, по 3—4 человека на каждый этап: «Иркутск купеческий», «Иркутск архитектурный», «Иркутск театральный» и «Иркутск православный» Мы так же, как и студенты, работали с литературой, искали такие объекты, которые были бы интересны, у которых есть история.

— Нас спрашивают: почему квест, а не просто игра, — продолжает Лариса Викторовна, — почему мы используем такие названия: не анкета, а вейвер, не этап, а сезон. А потому что это общепринятая международная терминология. Поскольку интеллектуальные подвижные игры существуют в разном виде и в разных странах, мы понимали, что если отойдем от этих слов, то превратим игру в обычную олимпиаду или викторину, что уже не так интересно. Отсюда и пошло у нас это движение.

Ребята-первокурсники подключились очень здорово. Каждая группа создала свою команду из 8 человек. Кроме того, были еще четыре школьные команды. Из первоначальных 11 до финиша дошли 7 команд. Может быть, на первом этапе нам было тяжело — составить задания, проверить, оценить работы-презентации. А потом опыт появился — и у ребят, и у нас. Нам уже было легко, мы друг друга понимали.

— Конечно, школьников отпускать одних было нельзя, по маршрутам с ними ходили учителя: Вера Лукинична Татарникова из 26-й школы и Ирина Петровна Косяк из 19-й, обе — наши выпускницы. По итогам квеста две эти школьные команды поделили между собой второе и третье места, уступив только командам Red Energi и «Дети Марса» гуманитарного факультета.

За интересный финал!

Чтобы каждая игра запомнилась, по ее окончании преподаватели придумывали что-нибудь интересное — встречу или экскурсию. — После первой игры, «Иркутск купеческий», мы пригласили Вадима Петровича Шахерова, бывшего директора Музея города Иркутска и Центра сохранения историко-культурного наследия. Один из лучших знатоков истории города, он выступил перед ребятами с интересным рассказом, — говорит Лариса Викторовна. — Наш аспирант Александр Дикун рассказал о купеческой династии Сибиряковых. Представитель одной из строительных компаний, которая занимается реставрацией исторических зданий Иркутска, пояснил, почему так непросто сохранить архитектурную красоту города: она быстро разрушается из-за сурового сибирского климата.

После второй игры участники ходили на экскурсию по зданию нашего учебно-административного корпуса — бывшей духовной семинарии, которое сейчас реконструировано и приобрело свой первоначальный исторический облик. Общим итогом стала конференция «В лабиринтах иркутской истории», которую мы провели 25 марта. Издали сборник статей, приложили диск с записями лучших презентаций студентов. Победители получили денежные призы.

Историки мечтают продолжить квест в следующем году. Много новых тем — «Иркутск многонациональный», «Образование», «Культура» — Кстати, уже выразили желание принять участие в нашей игре команды из других вузов, с других факультетов академии, опять хотят подключиться школы.

Мы вновь подали заявку в администрацию города на проведение квеста. Игра будет называться «В лабиринтах иркутской истории. Юбилейный выпуск»

В прошлом году мы начали в холодную погоду: и в ноябре, и в декабре было холодно, а в феврале еще холоднее, собираемся в субботу — мороз, ребятишки намерзлись, конечно, здорово. Но выдержали — молодцы. На этот раз мы хотим провести первый этап в сентябре, когда в городе развернутся основные юбилейные мероприятия. Для участников это станет большим праздником.

Из 10 заданий, которые нужно было выполнить за 3 часа:

Иркутск архитектурный

* В середине прошлого века в самом центре Иркутска построено здание в стиле классицизима для нового вуза.

* Это культовое здание было построено на территории усадьбы братьев Шафигуллиных.

* Деревянный дом середины XIX века с балкончиками- «фонариками», находящийся рядом с одной из церквей города; в 1914—1917 гг. в доме и усадьбе располагались казармы казачьей части Забайкальского войска.

Метки:
baikalpress_id:  35 828