ИВВАИУ

80-летию уничтоженного Иркутского высшего военного авиационного инженерного ордена Красной Звезды училища посвящается

Окончание. Начало в № 15, 16

Реактивный взлет ИВАТУ

Полковник Щелочилин получил звание генерал-майора лишь в мае 1954 года. За организацию подготовки авиационных специалистов в годы войны Иван Михайлович был награжден двумя орденами Красной Звезды (1944 и 1945), орденом Красного Знамени (1945). В 1950-м — орденом Ленина. Тогда награды давали не просто так, а генеральские погоны вручали лишь за заслуги, проявленные в должности, но не за саму должность. Целых 18 лет он командовал училищем. За такой срок лейтенант может дорасти до полковника. Батя служил, не ставя целью получение генеральских лампасов и соответствующих привилегий. Он был настоящим отцом-командиром и в этом видел смысл своей жизни. При нем 10 января 1949 года школа авиамехаников вновь — на целых четверть века! — стала авиационно-техническим училищем, знаменитым ИВАТУ.

На эпоху Щелочилина пришелся переход на реактивную технику. Самолеты Ил-28, МиГ-15, Як-28 были освоены в кратчайшие сроки. Преподаватели и инструкторы ИВАТУ творили чудеса, устанавливая турбореактивные двигатели на старые поршневые самолеты: получались вполне надежные тренажеры. На таких «гибридах» обучали курсантов, причем так, что уже через неделю-другую после прибытия в часть иркутских лейтенантов допускали к самостоятельному обслуживанию полетов.

Пришедший в январе 1960 года на смену генералу Щелочилину Василий Макарович Грищенко (прежде бывший заместителем начальника) командовал ИВАТУ 10 лет. При нем продолжалась стабильная, кропотливая работа, со своей суровой сибирской спецификой подготовки кадров. Аэродромная практика курсантов — в самые лютые морозы. В увольнение — только через подтягивание на турнике. В караул — с полотенцем вместо шарфика... В 60-е окончательно выработался, оформился, отшлифовался тот уникальный иркутский стиль, почерк, по которому легко было отличить иватушника от выпускника любого другого училища.

«Грамотные, спортивные, пробивные офицеры. Командиры видели результаты работы техников и их добросовестное, хозяйское отношение к самолетам»; «Иркутяне — славные парни! От выпивки, правда, не отказывались. В жены красавиц себе выбирали, о семье заботились. На тяготы военной службы не роптали, командиров не обсуждали. Старшие по возрасту и опыту всегда помогали младшим в их становлении» — так в форуме «Иватушники.ру» пишут выпускники тех лет.

Прорыв на высший уровень

В ноябре 1970 года училище возглавил Солтан Гетагазович Калицов. Фронтовик с огромным опытом службы «на бетонке» — это именно тот командир, который был нужен училищу для следующего шага вперед. Приняв лучшее техническое училище страны, генерал Калицов твердо вознамерился сделать его высшим.

Он сумел заразить этой смелой идеей подчиненных. Работа закипела. Нужно было доказать, что ИВАТУ сумеет готовить инженеров. Уже в 1973 году треть выпускников-техников получила дипломы с отличием. В 1974 году весь выпускной батальон курсантов добился звания отличного. Заметим, что натянуть оценку было невозможно: экзамены принимала государственная комиссия.

За большие заслуги в подготовке офицерских кадров для Вооруженных сил и в связи с 30-летием Победы в Великой Отечественной войне 30 апреля 1975 года ИВАТУ было награждено орденом Красной Звезды. В том же году училище получило статус высшего и стало называться ИВВАИУ. Новое название оказалось труднопроизносимым, и последующие три десятилетия жители Иркутска (да и сами сотрудники) называли училище по старинке — ИВАТУ.

Итак, в 1975-м состоялся первый набор будущих инженеров по эксплуатации самолетов и двигателей. С 1976 года началась подготовка инженеров по авиационному оборудованию. Конкурс на «вышку» был 4 человека на место! Сегодня, по прошествии почти 36 лет, можно сказать, что те первые наборы дали, пожалуй, самый большой процент руководителей инженерно-авиационной службы в полках и дивизиях ВВС и авиации флота, а также кандидатов и докторов наук, профессоров.

Последние отцы-генералы

Генерала Калицова курсанты называли папой, откровенно побаивались его, свято помня, что любая кривая короче прямой, проходящей мимо начальника. Папина «Волга» всегда появлялась там, где ее меньше всего ждали, а дать разгон провинившимся Солтан Гетагазович умел. Даже сейчас пятидесятилетние полковники хоть и с улыбкой, но внутренне поеживаясь вспоминают свои курсантские встречи с грозным генералом. Калицов командовал училищем 12 лет.

В 1982 году ИВВАИУ возглавил генерал Борис Иванович Рожков. При нем в училище стали проводиться крупные научные конференции ВВС. Разработки иркутских преподавателей рекомендовались другим авиационным вузам страны для внедрения.

В 1980-е училище традиционно привлекалось к крупным общегородским мероприятиям, среди которых вспоминается празднование в 1986 году 300-летия присвоения Иркутску статуса города. На стадионе «Труд» прошло показательное выступление физкультурников, напомнившее безукоризненной слаженностью еще не забытые сцены открытия Олимпиады-80 в Москве. В роли физкультурников выступали курсанты ИВВАИУ...

В 1987 году открылся факультет радиооборудования, в 1988-м — собственная адъюнктура. Мечта генерала Калицова об иркутской Жуковке приобретала зримые черты.

В 1991 году должность начальника ИВВАИУ принял Александр Григорьевич Барсуков. Он стал последним из славной плеяды отцов-командиров. На его долю пришлись непростые времена распада СССР, начало так называемого реформирования армии. Тем не менее под руководством генерала Барсукова было сделано очень многое. Открылся факультет авиационного вооружения, и училище встало в один ряд со знаменитыми инженерными вузами ВВС. Увеличился набор адъюнктов, начал действовать собственный диссертационный совет. Открылся авиационный лицей, фактически игравший роль кадетского корпуса при военном училище. Быстро строилось жилье для постоянного состава.

В смутные девяностые ИВВАИУ пришлось столкнуться со всеми проблемами нового времени: от наркомании, просочившейся в курсантскую среду, до рэкета. Но решимости командиров и запаса нравственного здоровья курсантов хватало, чтобы вовремя и выявлять, и безжалостно отсеивать дурное семя. Научившись защищать себя от «ветров перемен», училище вошло в третье тысячелетие на подъеме, на пике своей формы.

Размышления на руинах

...Должность начальника училища никак не может быть проходной, просто ступенькой к следующему чину. Она требует полнейшей самоотдачи и непрерывного, многолетнего самосовершенствования руководителя. Для тысяч курсантов и сотен офицеров начальник училища — это первый после Бога человек. Он и высший суд, и высшая справедливость, и последняя надежда. Было совершенно правильно, когда начальники командовали по десять и более лет. За такой срок командир душой прикипал к училищу, жил и дышал его делами и где-то в глубине души мог себе признаться: училище — это я. В том смысле, что вся жизнь положена на алтарь службы и все успехи и поражения, все хорошее и плохое, что происходит в училище, — все ассоциируется с именем его командира.

Едва эта традиция была нарушена, а должность превращена в генеральский трамплин для «особо отличившихся» полковников — училище рухнуло.

В апреле 2000 года на должность начальника училища прибыл полковник Владимир Вячеславович Федоров. Слава Богу, он не слишком вмешивался в отлаженную работу учебных и научных подразделений вуза, и многое, начатое до него, продолжилось. Благополучно дождавшись заветных погон и лампасов, свежеиспеченный генерал Федоров в 2004 году передал дела следующему «очереднику» — полковнику Игорю Ивановичу Величко. Тот развернул бурную деятельность, результаты которой сейчас хорошо видны всякому, кто проезжает по Советской...

Продержавшись в «сибирской ссылке» четыре года и получив генеральский чин, в начале сентября 2008 года Величко убыл в Москву. Как говорили — для решения вопроса о своей дальнейшей службе. Заодно должно было выясниться, кто станет новым начальником училища.

...Последовавшие события хорошо известны. Вместо нового начальника прибыла «специально обученная» комиссия, затем — устный приказ министра обороны о закрытии ИВВАИУ. В начале января 2009-го самолетами Ил-76 из Иркутска, словно из зачумленного города, спешно вывезли в Воронеж всех курсантов и часть оборудования. Протесты и митинги иркутян, голодовки сотрудниц училища не помешали развернувшейся «оптимизации» и «модернизации».

После эвакуации курсантов и разгона преподавателей и командиров в училище осталась небольшая команда для завершения передачи дел и имущества в Воронежский университет.

Первого апреля 2010 года Иркутское высшее военное авиационное ордена Красной Звезды училище окончательно прекратило свое существование и было официально расформировано.

Андрей Давыдов, для «Копейки». Использованы материалы книги «Мы — иватушники» и фотографии сайта http://ivatushniki.ru.

Загрузка...