Тариф не по карману

На выездном совещании в Ангарске обсуждались предварительные итоги реформы ЖКХ

На совещании вместе с губернатором Приангарья Дмитрием Мезенцевым присутствовали высокие федеральные чиновники — заместитель председателя Совета Федерации Вячеслав Штыров, председатель Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления Степан Киричук.

О том, что в сфере жилищно-коммунального хозяйства целый ком проблем, ни для кого не является секретом. Достаточно яркий пример привел сам губернатор.

— Я хотел бы сделать акцент на том, ради чего мы приехали сегодня таким составом в Ангарск. Буквально один пример. Перед началом этого заседания ко мне обратилась жительница Иркутска. Она проживает в общежитии промкомбината на улице Напольной. Если в прошлом году за квартиру в 46 квадратных метров она платила одну цену (я не хочу ее называть, поскольку требуется проверка со стороны областной прокуратуры), то в этом году совсем другую — на 47% больше. Это при том, что председатель правительства Российской Федерации Владимир Путин четко обозначил предельный рост тарифов для населения — не более 15%. Если общежитие принадлежит юридическому лицу, то формально у него есть право определять уровень платежа. Но в любом случае этот дом не должен быть «островом беды» для людей, которые там проживают.

По словам Дмитрия Мезенцева, правительство области пытается понять, какую часть в росте тарифов для населения занимает объективная составляющая, а где берет верх инициатива тех людей, кто готов, «не прикладывая усилий, просто получать деньги и жить безбедно». Для этого губернатор обратился к заместителю прокурора Иркутской области Андрею Некрасову с просьбой провести проверку обоснованности тарифов, установленных управляющими компаниями. Они пройдут в Иркутске, Ангарске, Братске и Усолье-Сибирском.

— Правительство Иркутской области уже ведет работу по проверке обоснованности тарифов на жилищно-коммунальные услуги. При этом то, что делают управляющие компании в части установления платы за ЖКУ, в некоторых случаях вызывает серьезные вопросы, — подчеркнул Дмитрий Мезенцев.

На это зампрокурора ответил, что объектами проверки станут управляющие компании, на работу которых поступает наибольшее количество жалоб населения.

— К таким компаниям будут приниматься жесткие санкции, вплоть до возбуждения уголовных дел. Подобные прецеденты у нас уже есть. Как правило, в результате прокурорских проверок управляющие компании делают перерасчет и где-то возвращают деньги жильцам, где-то зачисляют их в счет будущих платежей.

Тарифы — это болевая точка всей системы ЖКХ. Без повышения платежей невозможно реконструировать сети и создавать новые. Но и повышение имеет обратную сторону. Заместитель председателя Совета Федерации Вячеслав Штыров назвал это явление маятником.

— Тарифы ЖКХ в целом и теплоснабжения в частности — это одна из самых острых проблем. Мы подошли к тому моменту, когда рост тарифов сдерживается платежеспособностью населения и предприятий. И мы находимся в положении маятника. С одной стороны, нужно искать и находить источники финансирования для модернизации и расширения ЖКХ, но с другой — как только идет повышение тарифов, резко сокращается потребление услуг: люди и предприятия оказываются не готовыми к высокой оплате.

Чтобы сделать работу — в том числе и по формированию тарифов — более эффективной, нужен новый закон. Дмитрий Мезенцев сообщил, что в Иркутской области будет разработан региональный закон о теплоснабжении. Эта работа легла на плечи министерства жилищной политики, энергетики, транспорта и связи и министерства имущественных отношений.

Это необходимая мера. Загвоздка заключается в том, что с ограничением некоторых полномочий российских регионов исполнять обязанности федеральных законов без дополнительной нормативно-правовой базы просто невозможно. Например, есть федеральный закон, он принят и подписан президентом. Но дополнений, объясняющих механизм исполнения, просто нет. Кроме того, играет роль и время, которое уходит на внесение поправок в тот или иной закон. При том, что в Москве не всегда видно, насколько важны изменения и дополнения на региональном уровне, на их принятие порой уходит не один год.

— Областное правительство уделяет внимание некомфортному положению многих тысяч людей из-за узких мест в федеральном законодательстве. Рост цен и тарифов на услуги ЖКХ должен быть объективным и жестко увязан с улучшением качества обслуживания населения, — подчеркнул глава региона.

На это ответил первый заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям Валентин Межевич. Спорные вопросы при отсутствии федеральных законодательных актов может регулировать региональный закон. Сенатор передал предложения по содержательной части документа в правительство Иркутской области и Законодательное собрание.

— Пока нет нормативной федеральной базы, необходимо опираться на региональный закон, чтобы регулировать и упорядочить правовые отношения в сфере теплоэнергетики. Иркутская область будет одним из опорных регионов, которые представят федеральным законодателям информацию о местных инициативах, — отметил Дмитрий Мезенцев. На подготовку проекта закона глава региона отвел министерствам Иркутской области два месяца. Есть большая вероятность, что планам будет дано осуществиться. В этом не сомневается и Вячеслав Штыров. — Иркутская область выбрана для проведения выездного совещания не случайно. Мы видим заинтересованность региона в решении проблем по регулированию тарифов. Мы хотим оценить опыт Иркутской области — региона, имеющего развитую энергетическую отрасль, обладающего серьезными энергоресурсами, в котором ведется работа по формированию эффективной тарифной политики, — отметил Вячеслав Штыров.

Но работа окажется сложнее, чем может показаться на первый взгляд. С учетом огромной территории Приангарья нужно быть предельно внимательным, чтобы законодательными инициативами не усугубить и без того не самую благополучную обстановку.

— Без сомнения, к решению вопроса урегулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги необходимо подходить более взвешенно. И при принятии законов все вытекающие последствия должны рассматриваться комплексно, так как в области есть территории, которые могут сильно пострадать, — подчеркнул мэр Ангарского муниципального образования Владимир Жуков.

В целом же совещание показало, что в деле реформирования ЖКХ вопросов пока больше, чем ответов. Есть хорошие инициативы и вроде бы грамотный план действий. Но стоит поднять список тех или иных проблем, связанных с жилищно-коммунальным хозяйством, только за последние полгода, как становится совершенно ясно — программы по модернизации если и работают, то еще бесконечно далеки от совершенства. Достаточно вспомнить ситуацию с замерзающим Янталем, отчаявшихся жителей Рудногорска, серьезные аварии в Иркутске на улице Карла Либкнехта и прочие неприятности. Благодаря этому вся сфера ЖКХ до сих пор представляет собой не что иное, как настоящую головную боль большого числа обычных жителей Прианагрья.

Метки:
baikalpress_id:  49 884