Кукольный дом Ольги Граниной

Необычная выставка авторских кукол и мягкой игрушки иркутянки Ольги Граниной открылась в Центре профессиональной подготовки при ГУВД по Иркутской области. Таким образом преподаватели центра и слушатели, молодые сотрудники полиции, попали в страну детства. На них смотрели куклы: махараджа в богатой одежде, озорной русский скоморох, Коломбина с грустной, нежной улыбкой, старая цыганка с гитарой в руках, современная бабка-ежка, две близняшки-«англичанки», чинно сидящие на диванчике; а еще — зайка с морковкой, ежик с корзинкой, циркачка в шикарном костюме...

 Удивительно, что мастерить кукол Ольга Петровна начала лишь год назад, хотя с материалом обращаться умеет. По профессии она закройщик, художник-модельер, долгое время работала в ателье по пошиву одежды. В то время Ольга Петровна специализировалась на верхней одежде, а сейчас, по ее словам, она может сшить или изготовить своими руками практически все, кроме резиновых сапог.

 Как и у всех девочек, куклы в жизни Оли Турчаниновой были с самого детства. Две сестренки, Оля и Рита, играли пупсами, а мечтали о больших говорящих куклах, умеющих ходить. И вот мечты сбылись — таких кукол им купили, но играть ими почти не разрешали. Куклы важно сидели на своих местах, недосягаемые для маленьких девочек. Лишь когда сестренки подросли, эти нарядные куклы стали их настоящими дочками. Даже будучи старшеклассницами, сестры не забывали своих любимиц.

 Прошло 35 лет, и Ольга Петровна снова вернулась к куклам. Посетители выставки забросали Ольгу Петровну вопросами. Всех интересовало, из чего сделаны куклы, что у них внутри, какие ткани пошли на кукольные наряды. Оказалось, что оболочкой тел кукол служат нейлоновые чулки и колготки, а для их одежды годится все: и старая кожаная куртка мужа, и кружева от комбинации, новогодние мешочки из-под подарков, распущенные на нитки атласные ленты, лоскутки новых тканей, бисер, картон, золотые шнуры, тесьма, остатки меха... Самое удивительное, что Ольга Петровна не училась на мастера-кукольника. И сама от себя не ожидала, что сможет «лепить» различные выражения лица, одушевлять своих персонажей. Она пошла своим путем в этом направлении декоративно-прикладного искусства, корни которого уходят в глубокую древность.

В квартире Граниных настоящее кукольное царство, кажется, что они тоже члены этой семьи. Как-то в гости к Ольге Петровне приехала родственница из деревни. Пожилая женщина никак не могла привыкнуть к махарадже, боялась присесть к нему рядом на диван — индус казался ей живым. Увлечение хозяйки всячески поддерживают родные. Ее мужчины — муж и сын, воплощают в жизнь дизайнерские идеи Ольги Петровны, помогают ей в организации выставок.

У поэта Владимира Луговского есть такие строки: «Умирали царства на земле, детство на земле не умирает!..» На выставке Ольги Граниной взрослые, серьезные люди на время превратились в детей. Кукол трогали, гладили, брали на руки, разговаривали с ними, фотографировались на память. Куклы никого не оставили равнодушными. В тетради отзывов посетители выставки оставили записи: «Браво вашим золотым рукам! Так держать! Новых творческих воплощений!», «Куклы просто класс! Особенно скоморох! Спасибо». Ольгу Петровну благодарили за талант, выдумку и мастерство, за красоту игрушек и их нарядов. Тихо-тихо лейтмотивом звучала на выставке песня с такими словами: «Если куклу покупают — значит, ей добра желают, значит, кукле стало грустно и в душе проснулись чувства...»

Спасибо, куклы, что разбудили в душе светлые чувства!

Кукла больше чем игрушка. У многих народов и племен женщина, потерявшая ребенка, изготавливала вместо него куклу и ухаживала за ней как за живой, веря, что помогает ей осваиваться в загробном мире. Боясь, что в куклу вселится злой дух, на ней не обозначали лица и таким образом как бы оберегали ребенка от злых сил.

Обычай не расписывать лицо куклы был распространен в древнейшие времена на Руси, сохранился у многих народов надолго. В Древнем Египте вместе с умершим фараоном в гробницу клали кукол, но без ног, чтобы не убежали. В античную эпоху были распространены куклы-марионетки и другие движущиеся игрушки. В Риме на больших пирах демонстрировали куклу «Золотая Венера», которая умела ходить. В Средние века куклы приобретали более светский характер, их одежда стала отличаться роскошью. Они украшали комнаты и являлись фамильными ценностями. В отношении к кукле отражались многие предрассудки и суеверия: считалось, что в кукле живут добрые и злые духи (гномы, домовые), поэтому в доме их держали для охраны семейного очага от недобрых сил. В современном мире вряд ли есть такие жилища, где совсем не было бы игрушек — кукол, мишек, зайцев...

Ольга Долмат, библиотекарь Центра профессиональной подготовки при ГУВД по Иркутской области

Метки:
baikalpress_id:  35 785