Если не приняли заявление...

Если сосед обложил вас матом — это правонарушение. Если обложил матом, а затем сильно избил — это преступление. Но в обоих случаях вы имеете полное право сообщить о произошедшем в милицию и обращение обязаны зарегистрировать. Если же дежурный по каким-то причинам отказывается это сделать, им займется отделение учетно-регистрационной и статистической работы УВД по г. Иркутску. Исполняющая обязанности начальника отделения майор милиции Луиза Барнакова рассказала «Копейке», за что и как наказывают милиционеров, сколько времени нужно ждать принятия решения по оставленному заявлению.

В основном отдел занимается служебными проверками сотрудников. Бывает, что иркутянин обращается в дежурную часть с заявлением, но ему отказывают в регистрации. Либо говорят, что в данный момент никого нет на месте, поэтому лучше прийти утром. Особенно если дело происходит ночью. Однако здесь есть один момент: вас обязаны выслушать и все записать в любое время суток. В 2010 году вышел даже приказ МВД, регламентирующий порядок приема заявлений от граждан. Что касается собственно режима работы — он круглосуточный. Попытка накормить просителя «завтраком» считается нарушением, за которое дежурному придется отвечать.

Отвечают дежурные, дознаватели, следователи, участковые и прочие. И больше всего им не нравится комиссия по контролю за соблюдением учетно-регистрационной дисциплины. Она проходит ежемесячно. Члены комиссии — это руководство подразделений аппарата главка: начальники участковых, ПДН, ОВР, угрозыска, плюс руководители всех отделов милиции Иркутска. Публика, прямо скажем, весомая — почти сплошь полковники.

Нарушитель вынужден стоять перед офицерами и, краснея, как нахулиганивший школьник, рассказывать, почему он сделал так, как сделал, а также обещать, что впредь подобное не повторится. И человек сдерживает обещание — подобное действительно не повторяется. Во второй раз оправдываться перед комиссией никто не желает. Те, кому повезло больше, отделываются другими мерами взыскания. Например, могут получить замечание, выговор, строгий выговор и предупреждение о неполном служебном соответствии. В другой раз могут лишиться квартальной премии или ее части.

Хотя Луиза Львовна отмечает, что работы в последнее время поубавилось. Дело в том, что начальник ГУВД по Иркутской области генерал-майор милиции Обухов поставил работу с населением на новый уровень. При нем в полную силу заработали общественные приемные, он и сам проводит личный прием, запустил автомобиль доверия. И если раньше ОУР и СР боролись за количество зарегистрированных обращений, то теперь больше отслеживают качество работы дежурных.

Без легенды не справиться

Подчиненные Луизы Барнаковой время от времени ходят по дежурным частям под видом гражданских лиц. Это называется проверкой реагирования сотрудников дежурных частей. Однако теперь эта схема почти не работает.

— Пришла сама однажды в Куйбышевский отдел, была уверена, что меня никто там не знает. Но вижу знакомое лицо мужчины, с которым мы одно время работали в управлении вневедомственной охраны. Как я ни крутилась, ни отворачивалась, он все равно меня узнал. Разулыбался, ехидно говорит: «Ну что стоим-то? Заходим, располагаемся, рассказываем...» Тогда стало понятно, что нужно менять тактику: нас всех — четверых работников отдела — уже знали в лицо. С тех пор привлекаем друзей, знакомых, родственников, чтобы они ходили по дежурным частям и отслеживали ход принятия и регистрации обращений. А уж следом с проверкой идем мы, — говорит Луиза Львовна.

Кроме того, майор Барнакова иногда оставляет телефонные обращения. А затем приезжает и проверяет, внесли ли их в тетрадь дежурного. При этом совершенно неважно, на какой территории было происшествие, его обязаны зарегистрировать там, куда вы обратились. Например, вы садились в трамвай № 5 на Центральном рынке, а когда выходили в Солнечном, обнаруживали, что пропал кошелек. Вы пришли в отдел Октябрьского района, но оттуда вас посылали в другой отдел, с мотивировкой: «Центральный рынок — это Кировский район». Теперь подобное недопустимо — вы можете пойти в любое отделение. И уже там разберутся, куда дальше направить ваше заявление.

Вам письмо

Существует множество форм обращения в милицию. Это можно сделать факсом, по Интернету — через сайт ГУВД по Иркутской области, по телефону, почтой и лично. Разнятся лишь сроки реагирования. Вообще если гражданин обращается с заявлением, то принимается три решения: возбуждают уголовное дело, отказывают либо заявление передается по подследственности или территориальности.

При личном обращении в дежурную часть вам должны дать талон со штампом, где отмечено, кто и когда его принял. После регистрации заявления тоже дают корешок. Потом вас опрашивает либо участковый, либо сотрудник уголовного розыска — в зависимости от ситуации. На проверку такого сообщения дается 10 дней: в течение этого времени принимается дальнейшее решение — возбудить, отказать или передать. В любом случае вы получите почтовое уведомление о решении. Но с учетом «оперативности» почты лучше все-таки звонить тому человеку, с которым вы беседовали, составляя заявление.

Если же вы обратились по телефону, вас все равно вызовут, чтобы опросить, написать заявление или объяснение. А с сообщениями через Интернет работают точно так же, как и с письменными: их распечатывают и регистрируют в журнале обращений. Но решение по ним принимается в течение 30 дней.

Собака лает не всегда

Многие обращения граждан не подтверждаются. Например, в прошлом году в милиции Иркутска было зарегистрировано 101 891 заявление, из которых 15 051 не подтвердилось. Дело в том, что любое обращение, что бы оно ни содержало, должно быть проверено.

Например, звонит женщина и говорит, что в ее подъезде находится маньяк. Группа выезжает, но в подъезде уже никого нет. Такое сообщение списывается как неподтвердившееся. Или поступает сообщение о стае собак во дворе. Это не дело участкового — выезжать, чтобы отгонять собак от иркутян. Однако он осматривает двор, ищет собак. А уже потом решается вопрос, что делать с животными.

 В каждом районе Иркутска проживают два-три человека, чьи фамилии на слуху у всех милиционеров. Они постоянные «клиенты» дежурных частей — обращаются по любому поводу. Одни — от старости или скуки, другие — это те, кого называют склочниками.

Например, в Куйбышевском районе Иркутска живет некая женщина. В течение пяти лет она натуральным образом терроризирует дежурную часть — жалуется на всех подряд. У нее конфликт с соседом: то он снег неправильно скидывает, то собака его лает, то пыль с его участка летит на ее территорию... Но она знает, что милиция может не реагировать на повторяющиеся изо дня в день заявления, поэтому приплетает все подряд. То она уверена, будто сосед торгует наркотиками, то пристает к ней, потом заявляет, что к ней пристает его жена, затем пишет заявления на него, потом на жену, следом — на обоих, потом на собаку, на дочь соседей... А когда понимает, что сотрудники не принимают мер в отношении соседа, требует снять руководство Куйбышевского отдела, всех участковых, а заодно поменять всю милицию. При этом она категорически отказывается открыть дверь сотрудникам, когда те к ней приходят. С такими людьми очень тяжело работать.

С чем обращаются в милицию Иркутска

Вот записи из книги регистрации заявлений ГУВД, собранные всего за неделю:

* «Сосед не возвращает перфоратор».

* «Соседская собака загрызла мою собаку».

* «Пропал мусор из кладовки».

* «Бывшая жена не возвращает ноутбук».

* «Подрался с контролером трамвая...»

* «В подъезде украли энергосберегающую лампу».

* «Из детского сада забыли забрать ребенка».

* «Из труб холодного водоснабжения бежит горячая вода».

* «Прорвало трубу».

* «Мужчина решил сходить в магазин за спиртным, выпал из окна третьего этажа и повредил грудную клетку. Жалуется на боль в груди, спиртное не купил».

Метки:
baikalpress_id:  14 470