Ценные кадры

Иркутская киностудия под руководством Ивана Мамилова получила официальное приглашение для участия в Международном фестивале детского кино в Лос-Анджелесе

Наверное, для многих подобного рода информация станет сенсационной, но только не для самого коллектива, который десять лет оттачивает свое мастерство. Работают мамиловцы не за награды или призы — они просто снимают короткометражные игровые фильмы. Хотя снять короткую ленту ох как непросто! Даже из мэтров не все берутся за такую работу, мыльную оперу серий на сто снять гораздо легче. А награды, спросит кто-то. А что награды? Среди многочисленных грамот и дипломов иркутяне обладают Гран-при международного фестиваля кинематографии и искусств «Кинотаврик», в номинации «Детские и юношеские киностудии». Поэтому приглашение за океан вполне закономерно.

Руководитель студии, режиссер Иван Иванович Мамилов, человек необычайно творческий. Это и понятно — люди без творческой жилки, без энтузиазма вряд ли смогли бы делать то, что делает он. Он любит писать сценарии, снимать фильмы и работать с детьми. В результате получается настоящее кино, которое восхищает даже профессионалов.

— Вот почему нам дали Гран-при на «Кинотаврике»? — рассуждает Иван Иванович. — А потому что уделяем внимание нюансам, работаем очень подробно. Например, в одном из наших фильмов, которое посмотрело жюри фестиваля, был бой на световых мечах. Так вот этот бой, который на экране шел всего две минуты, мы репетировали два месяца! И для того, чтобы создать эффект световых мечей, мы нарисовали две тысячи кадров!

— Иван Иванович, а чем вас привлекает работа с детьми?

— У детей больше свободного времени и творческих мыслей, — улыбается иркутский режиссер. — Но не нужно думать, что у нас в кино снимаются только дети. Вот пришел к нам недавно пожилой мужчина шестидесяти лет, колоритный такой дедушка — в кепке, с авоськой. И говорит: «Я прочитал, что ваша киностудия проводит набор. Вам ведь нужны взрослые? Я могу дедушку сыграть». Вот это правильный ход! Почему-то у большинства взрослых, желающих попробовать себя в кино, даже не возникает такой мысли — прийти и предложить себя в качестве актера. Дети могут играть только детей, но ведь кто-то должен играть и взрослых! А чего стесняться — например, в фильме «Дети шпионов» играли такие звезды Голливуда, как Сильвестр Сталлоне, Антонио Бандерос, Сальма Хайек.

— Но что такое тогда детское кино? Это кино, снятое детьми, или все-таки для детей?

— Скорее всего, это фильмы, снятые для детей, — соглашается мой собеседник. — Но в нашей студии это еще и кино которое создают сами ребята. Участвуя в учебном процессе, они раскрывают свои творческие возможности на всех этапах создания фильма: при написании сценариев, в актерском мастерстве, речи и движении, при съемке фильма, монтаже, озвучании и, конечно же, премьере на большом экране. Между тем в нашей стране существует такой штамп, что детское кино — это кино типа «Ералаша», этакая анекдотическая история про детей. Мы такие фильмы используем как учебные, в которых можно научиться разным киношным приемам.

— Вы берете к себе всех, кто хочет сниматься в кино?

— Нет, не всех, мы делаем так называемое творческое собеседование. У детей (ну и у многих взрослых), когда они смотрят фильм, оценивают игру актеров, возникает такая мысль: а что, и я бы так мог сыграть, даже еще лучше! Мне одна девочка говорила: «Да я вот в «Папиных дочках» всех бы переиграла, мне мама сказала, что я лучшая». А когда человек в первый раз попадает на съемочную площадку перед камерой, все его домашние замечательные актерские возможности просто куда-то улетучиваются. Многие не понимают, что происходит, расстраиваются, уходят. Но, несмотря ни на что, работа в студии продолжается, мы пишем сценарии, репетируем, проводим учебные съемки, учимся озвучивать, многие из ребят тренируются и могут выполнять каскадерские трюки, кто-то пробует себя в качестве режиссера. И уже в кинотеатре мы вместе со зрителем можем поставить оценку собственному творчеству.

— То есть ваши фильмы можно посмотреть в кинотеатрах?

— Если точнее — в кинотеатре «Художественный». Там регулярно устраивают показы, праздники детского кино, в котором снимаются иркутские школьники. Правда, полнометражные фильмы мы не снимаем — это очень дорого. Но это и не нужно, короткий метр ничуть не хуже. За рубежом даже есть кинотеатры, в которых показывают только короткометражные фильмы.

— А как вы подбираете нужные декорации к фильмам? Ведь это тоже очень дорого!

— Декорации строить не надо, в Иркутске уже все построено. Нужно только поездить по городу, найти подходящее место. Вот, например, для съемок одного фильма-сказки, который мы возили на «Кинотаврик», нам потребовалось место, где герои фильма смогли бы сразиться с фантомом — современным олицетворением зла. Многие иркутяне потом удивлялись: а где вы такой полигон нашли? Да в центре Иркутска, в недостроенном Ледовом дворце! А еще можно просто договориться. Нам навстречу всегда с большой охотой идут разные организации и люди. Нужна библиотека, школа, бассейн, даже оружие? Пожалуйста! В одном из фильмов нам помощь оказал Союз десантников России.

— Переступив порог вашей студии, можно удивиться — разве это киностудия? Киностудия — это софиты, камеры, гримеры... А у вас этого не видно. Или это тоже стереотипы?

— Хорошо, что вы это понимаете, — согласно кивает Иван Иванович. — С камерами, гримерами, отражателями и прочими моментами кино вы столкнетесь непосредственно в момент съемки фильма, а когда идет подготовительный период, вы ничего этого не увидите. Некоторых это разочаровывает, им интересна внешняя атрибутика, а кино начинается с внутреннего понимания.

— Сейчас вашим актерам от восьми до шестнадцати лет. Многим из них в будущем пригодится опыт работы в детской киностудии?

— Только тем, кто не ленится, — смеется Иван Мамилов. — А если серьезно, многие из тех ребят, которые занимались в киностудии, сегодня заканчивают театральные училища, играют на сценах иркутских и московских театров. У наших ребят огромный творческий потенциал, но не так много возможностей. Я стараюсь предоставить им это — возможность увидеть то, на что они на самом деле способны. Увидеть дорогу, по которой надо идти.

Метки:
baikalpress_id:  14 444