Балерин отправляли килограммами

В биографии иркутянки Галины Лазаренко немало забавных фактов: более сорока лет женщина проработала в Иркутском аэропорте

Ежегодно Иркутский аэропорт принимает и отправляет больше миллиона пассажиров в самых разных направлениях. И каждый из них прибывает или улетает со своим настроением, которое мгновенно проецируется и разрастается в геометрической прогрессии при возникновении малейшего неудобства. Если все идет хорошо, то людей, которые провожают пассажиров в полет, как правило, не замечают, не запоминают их лиц. Но стоит лайнеру задержаться — неважно, по какой причине, многие тут же проявляют интерес к информации на маленьких бейджах: «А как ваша фамилия? Подать сюда старшего смены!..» А кто-нибудь из улетающих задумывался хоть на минуту, каково приходится работникам аэропорта? Ведь каждый день идет поток, состоящий из больших и маленьких, толстых и худых, юморных и хамоватых, взрослых и детей — и всем надо улыбаться, независимо от настроения и самочувствия. Иркутянка Галина Ивановна Лазаренко четыре десятилетия проработала в отделе пассажирских перевозок, и ей есть что рассказать.

В 1966 году девушке Гале исполнилось 18 лет, и она устроилась на работу в санэпидемстанцию аэропорта. А уже через год перешла в отдел пассажирских перевозок. Первое время работала перронным контролером. Потом — дежурной по регистрации, потом диспетчером. Когда Галине Лазаренко исполнилось 24 года, ее поставили на должность начальника смены.

— Объемы тогда были большие, в смене работало по 150 человек, — вспоминает Галина Ивановна. — Это и уборщицы, и работники цеха бортпитания, и кассиры, и перронная механизация — за всех отвечал начальник смены.

Больше всего в те годы ценилась внимательность, ведь все приходилось делать вручную. При регистрации, например, у пассажира брали билет и ручкой записывали его номер в ведомость регистрации. Багаж тоже грузили вручную.

— Помню, был интересный случай, — рассказывает Галина Лазаренко. — Одна из пассажирок написала жалобу начальнику аэропорта в Братске, куда она прилетела из Иркутска. Написано было примерно так: «Товарищ начальник! Объясните, почему у моей рыбы отрезали голову? Она что, плохо вела себя в полете?» Стали проводить проверку. Выяснили, что, когда разгружали рейс из Владивостока в Братск, один из чемоданов упал и раскрылся. Грузчик увидел в нем соленую кету и решил ее присвоить. Стал прятать за пазуху, но рыба была такая большая, что целиком под куртку не входила. Тогда этот грузчик взял нож и отрезал рыбе голову. Но в этот момент воришку заметила бортпроводница и заставила положить все на место. Представляете, как удивилась хозяйка чемодана, когда прилетела домой и открыла чемодан!

Галина Ивановна может легко вспомнить еще не один десяток историй, ведь на работу, признается она, всегда ходила как на праздник. При этом ей никогда не хотелось летать, хотя все вокруг постоянно рвались в небо. Просто нравилось, говорит она, видеть финал своей работы — когда все пассажиры уже на борту, а самолеты улетают без всяких происшествий. Было приятно помогать людям тут, на земле. В 1984 году она стала работать уже заместителем начальника отдела перевозок.

— Однажды, в 1985 году, прилетел рейс из Тынды, — вспоминает Галина очередную историю. — Тут ко мне в кабинет входит молодая пара с ребенком на руках. За ними еще один ребенок. Потом еще один. И еще. И еще... всего восемь ребятишек, самому старшему из которых было всего пять лет. Оказалось, что эта молодая чета поехала отдыхать в Минводы и прихватила с собой детей своих знакомых, чьи родственники проживали на Кавказе. По доброте душевной. Долетели до нас, а у нас и мест-то нет! Дело было летом, и все билеты были проданы за месяц вперед. Целые сутки этот детский сад жил у нас в аэропорту, пока мы обзванивали районные и областную администрации с просьбой снять какую-либо бронь. В итоге уговорили летчиков в одно кресло усадить по двое ребятишек.

Казалось бы — что тут особенного, ну сели да сели. Но не так все просто. В самолете каждый килограмм на счету, и задача специалистов службы организации перевозок в том и заключается, чтобы грамотно рассадить всех пассажиров. От этого зависит в том числе и безопасность полетов. — Однажды мне пришлось взвешивать целую балетную труппу, — со смехом вспоминает Галина Ивановна. — Это было в 1978 году. В труппе было 36 человек, и восемь не помещались в салоне самолета по предельной загрузке. Считается, что средний вес одного человека равен 80 килограммам, поэтому размещать пассажиров в салоне нужно пропорционально, чтобы сохранить баланс. Посмотрела я на балерин — а они такие худенькие! Вот и решила их взвесить, чтобы разрешить им посадку. Экипаж, помню, хохотал до колик — никогда они еще не видели, чтобы пассажиров килограммами измеряли.

Случались, конечно, и грустные истории. Так, навсегда запомнились Галине Лазаренко пассажиры рейса № 109, Москва — Чита. Это было в 1975 году. Люди тогда летели с пересадками и в Иркутске, возмущенные, пришли к начальнику смены: почему их не кормят в полете? А через 40 минут Галина Ивановна с ужасом узнала, что все эти люди погибли. После того как самолет поднялся в воздух, в салоне началась перестрелка между бандитом и милиционером, который сопровождал этот рейс. Одна из пуль попала в стекло, произошла разгерметизация кабины, и самолет разбился. После этого случая, вспоминает Галина Лазаренко, в аэропортах страны серьезно ужесточили контроль и все сумки стали проверять металлоискателем.

В прошлом году Галина Ивановна вышла на пенсию. И если даже и были в ее работе неприятные моменты, сегодня о них она просто не вспоминает. Самолеты для нее до сих пор значат гораздо больше, чем можно выразить словами. Самолеты — это и есть ее жизнь.

Галина Лазаренко награждена медалью «Ветеран труда» и знаком «Отличник Аэрофлота». Ей присвоено почетное звание «Ветеран труда Восточно-Сибирского управления гражданской авиации».

Метки:
baikalpress_id:  14 401