Зарекаясь от тюрьмы

Водителей, осужденных за аварии, повлекшие гибель людей, приглашают читать лекции в Иркутскую школу ДОСААФ

В 2010 году в России произошло около 150 тыс. ДТП. 10 тыс. случаев, — по вине водителей, находившихся в состоянии алкогольного опьянения. В Иркутске за прошлый год количество таких случаев увеличилось на 12 процентов. Самое страшное, что на дорогах страны в авариях ежегодно гибнет свыше 20 тыс. человек. Из них по вине пьяных водителей более полутора тысяч. Для того чтобы изменить ситуацию, в Иркутской школе ДОСААФ реализуют необычную программу «Из тюрьмы — в автошколу». Основные участники проекта — водители, отбывающие наказание за ДТП, повлекшие смерть человека — читают лекции учащимся водительских курсов, а проще говоря, делятся печальным опытом.

— В первый раз мы провели такую беседу в декабре 2009 года, — рассказывает Алексей Лысков, начальник Иркутской объединенной технической школы ДОСААФ России, — и я до сих пор помню собственные ощущения: по коже просто мурашки бегали! У приглашенного дрожал голос, а когда стал выступать перед второй группой, голос у мужчины пропал совсем.

Чтобы понять, почему этот человек так волновался, надо знать его историю. Несколько лет назад он в звании старшего лейтенанта работал участковым в одной из деревень Иркутской области. В тот роковой день он отмечал радостное событие — день рождения дочери. Как обычно бывает, алкоголь кончился, но подвыпившей компании захотелось еще. За водкой нужно было ехать в соседнюю деревню, и счастливый отец сел за руль служебного автомобиля. Пьяный. Выехал и сбил женщину. Насмерть. — Вот он стоял и рассказывал, что у него было все — образование, работа, перспективы, семья, дочь, — вспоминает Алексей Лысков, — а теперь его дочка растет без отца, и сам он совершенно не представляет, чем будет заниматься, когда выйдет на свободу. Ведь все знают, что он срок отсидел... И пока экс-милиционер раскрывал подробности своей трагедии, у парней, которые его слушали, слезы появились — так проникновенно получилось.

Или вот еще одна история, которую довелось услышать будущим водителям. Рассказывал ее бывший майор ВС РФ, а ныне осужденный по статье 264, пункт 2 УК РФ — «Нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека». Выпивал он за городом вместе с друзьями, а после решил самостоятельно доехать до дома. И ключи у него собутыльники отбирали — не отдал. На проселочной дороге не заметил мужчину и сбил. Несчастный попал под колеса, зацепился. Машина тем временем забуксовала. Пьяный водитель пытался дать задний ход, а человек под колесами кричал, хрипел, пытался стучать рукой по кузову. Но водитель просто не понимал, что надо сделать. Позвал каких-то парней на помощь, мол, помогите машину столкнуть. Стали они толкать, но окончательно задавили мужика. Когда сообразили, что машину надо приподнять, было слишком поздно.

Впервые встречи учеников автошкол с заключенными стали практиковать в Австрии в 2004 году. При этом перед беседой и после нее среди учеников проводили тестирование. Результаты показали, что после встречи с осужденными 25 процентов аудитории, или каждый четвертый слушатель, поменяли отношение к своему поведению на дороге. После этого к программе подключилось еще 6 европейских стран. Межрегиональная ассоциация автомобильных школ России получила предложение присоединиться к этому проекту в 2009 году на 4-м Международном конгрессе МААШ. Пока из всех городов программой заинтересовались только в Иркутской ОТШ ДОСААФ.

— Сегодня получить водительские права можно в любой коммерческой школе, — говорит начальник Иркутского ДОСААФа, — но там в первую очередь думают о получении выгоды, а не о воспитании. Основная задача нашей школы — не просто выдача прав, а подготовка специалистов массово-технических профессий. Это водители всех категорий и водители разных специализированных перевозок. Всего за год мы выпускаем более полутора тысяч специалистов, из которых 600—700 — так называемые любители, или водители категории В. Помимо преподавания основных дисциплин стараемся изменить сознание слушателей, сделать так, чтобы горький опыт они познали на чужих ошибках. Ведь и наказание за преступление за рулем суровое — от 5 до 7 лет лишения свободы. И жизни человеческие уже не вернуть.

О том, что нельзя пить за рулем, знают все. Об этом много говорят, и, возможно, истина приелась. Многие думают: ну да, нельзя, но, может, мне можно? На самом деле никому нельзя! К сожалению, не все понимают это — даже тогда, когда попадают в колонию. Эти водители утверждают, что их засудили. Они обижены на весь свет и твердят: я не виноват, меня подставили. Таких заключенных, конечно, не приглашают на беседы в автошколу. А приходят сюда те, кто осознал вину, кому надо выговориться. Мужчины понимают, что даже одна лекция спасет чью-то жизнь. И на встречу с учениками автошколы они идут словно на исповедь. — Каждый человек должен когда-то покаяться, — комментирует происходящее Павел Радченко, начальник ГУФСИН России по Иркутской области. — И мои подопечные делают это в контакте со слушателями. Так они словно просят прощения у общества. За прошлый год в автошколе состоялось свыше 50 встреч заключенных с учащимися. Жуткие истории узнали около двух тысяч слушателей. Буквально на днях работники ДОСААФа закончили монтаж фильма о своей работе над проектом, который так и назвали: «Из тюрьмы — в автошколу». Его будут показывать на 8-м Всероссийском семинаре руководящих работников автошкол, который пройдет в Москве 3—4 марта. Иркутяне хотят поделиться своим опытом и надеются, что его возьмут на вооружение и в других городах страны.

 В планах Иркутской ОТШ ДОСААФ приглашать для беседы и тех водителей, кто не пил за рулем, никого не задавил, но стал инвалидом из-за собственной невнимательности, безалаберности, лихачества. Вид калеки также должен дать повод для раздумий: а хочу ли я оказаться на его месте? — Мне даже предлагали приглашать артистов, которые могли бы сыграть роль осужденных, — говорит Алексей Лысков. — Но мы считаем, что все должно быть натурально, без обмана. Серьезность проблемы необходимо вбить людям в сознание. И если таким образом мы спасем хотя бы одну человеческую жизнь — опыт того стоит.

Метки:
baikalpress_id:  14 371