Московские ворота

— столетний символ Иркутской Губернии

В 1813 году у въезда в город, у Московской заставы (ныне это улица Декабрьских Событий), были сооружены трехэтажные триумфальные ворота. Их заложили 9 июля 1811 года по случаю празднования 10-летия царствования Александра I. Тогда они получили название Московских. Ворота строились по проекту Я.А.Кругликова и прослужили городу более 100 лет.

В честь царя или коровы?

Десятилетие правления Александра I — это официальная версия причины возведения ворот. Но не единственная. И возможно, даже не главная. Как бы странно это ни звучало, но до середины XIX столетия ученые считали, что страшное заболевание сибирская язва вызывалась укусом адской фурии. В начале 1800-х годов Иркутская губерния оказалась под ударом этого мора. Тогда в губернии дела и так шли из рук вон плохо. Например, Иван Селифонтов, которого в 1803 году назначили генерал-губернатором Тобольским, Томским и Иркутским, писал в Сенат, что Иркутская губерния «в таком бедственном положении, что без слез взирать на нее невозможно». А тут еще и язва.

Почти десятилетие губернию лихорадила страшная болезнь, а к 1810—1811-му эпидемия закончилась. Но как это переплетается с возведением триумфальной арки? А вот как.

В газете «Сибирь» за 1909 год, когда решался вопрос о реставрации либо сносе Московских ворот, писали буквально следующее: «По преданию, имеющему под собой, по мнению некоторых членов местной архивной комиссии, исторические основания, в начале 19-го ст., начиная с 1801 года, конный и рогатый скот в Иркутской губернии был истреблен моровой язвой, после которой редко у кого из местных жителей можно было встретить лошадь или корову. Около 1810—1811 года мор прекратился, в ознаменование чего, как гласит то же предание, и были построены Московские ворота». Предание имеет под собой вполне реальную основу, подтвержденную украшениями ворот.

Об этом говорится в той же газете: «Этим обстоятельством и объясняются лепные рисунки головы быка в кругу, сохранившемся до сих пор на фронтоне ворот. На другой стороне их, обращенной к городу, имелись изображения гербов всех окружных городов Иркутской губернии, но от этих гербов теперь не осталось и следа, т. к. во время ремонта ворот в 60-х годах 19-го ст. по небрежности гербы были сбиты. Вот правдоподобное, по мнению упомянутых лиц, объяснение возникновения Московских ворот, записанное со слов местных старожилов, встречающееся также и в старых печатных источниках».

А позже, в начале XX века, появилась другая легенда, скорее шуточная. Она гласила, что ворота поставлены в 1812 году для встречи Наполеона или Александра I — в зависимости от того, кто из них будет царствовать по окончании Отечественной войны и приедет в Иркутск.

Однако этот миф был разрушен после демонтажа ворот и извлечения закладных досок. Как сейчас закладывают капсюли времени при начале масштабного строительства, так и тогда, в XIX веке, в фундамент будущих ворот замуровали послание для потомков. Именно эти железные доски объяснили, кем, когда и по какому поводу была воздвигнута арка.

Архив и помещение для рабочих

Иркутская летопись 1811 г. сообщает: «9 июля торжественная закладка триумфальных каменных ворот на Московском тракте; закладку освящал преосвященный Вениамин при громе орудий».

Градские парадные ворота представляли собой внушительное сооружение. Они имели четыре каменных яруса, высота их достигала 19 м при ширине 7,1 м. Ширина проезда между пилонами составляла 5,4 м, а высота до центра сводчатого верха почти 11 м.

Арка описывается так: «Два мощных пилона перекрывал аттик сложной формы, включавший два фронтона. По бокам пилонов поднимались восьмиметровые полуколонны. В отделке фасадов были использованы разнообразные лепные украшения. В нишах, обведенных рамками, вписана дата: 12 марта 1811 г.» . Указанная дата — это день, когда Александр I взошел на престол после убийства Павла I.

Именно особенности конструкции позволили воротам помимо эстетической нагрузки нести в себе и практическую ценность. Было бы чрезвычайно недальновидно исключать использование сооружения в хозяйственных целях. Таким образом, со временем первый этаж строения отдали перевозчикам через Ангару. А в верхнем зале с двумя полукруглыми окнами был помещен городской архив.

Споры о судьбе

В 1912 году несколько легких подземных толчков поставили под угрозу обветшавшее сооружение. Строение, вес которого достигал 75 тыс. пудов, наклонилось в сторону Ангары и в любой момент могло рухнуть. Городской архитектор Бархин поставил перед городской думой вопрос о реставрации памятника, однако после тщательного анализа комиссией был сделан вывод о невозможности имевшимися тогда способами исправить положение.

Однако еще за три года до землетрясения целесообразность сохранения ворот обсуждалась довольно активно. В 1909 году Иркутское губернское управление обратилось в отдел Географического общества с запросом, имеют ли Московские ворота какое-либо значение как памятник древности и вообще — следует ли их оберегать на основании существующих законов. На это отдел Географического общества ответил утвердительно: да, нужно сохранить.

Однако мнение географов разделяли далеко не все. Делопроизводитель городской управы П.Н.Колотилов обратился к городскому голове с докладной запиской. В ней он указал, что, занимаясь уже несколько лет изучением истории Сибири и, в частности, Иркутска, он не разделяет взглядов на необходимость сохранения арки. Со своей стороны он, как историк, нашел, что Московские ворота не представляют собой памятника какому-либо выдающемуся историческому событию, а построены, видимо, вслед за тем, когда был проведен так называемый Московский тракт. То есть это даже не памятник, а так — украшение.

Тем не менее в конце 1909 года целая комиссия отправилась исследовать ворота на предмет реставрации. И почти все ее члены высказались за сохранение триумфальной арки за счет капитального ремонта. Все, кроме городского инженера Дмитриева, который остался при особом мнении. Он посчитал, что ремонтировать ворота с подведением фундамента нельзя. На это был ряд веских причин: конструкция ворот была высокой и узкой, подводить фундамент понадобилось бы лишь частично, отчего ворота могли накрениться и сползти либо вообще рухнуть. Тем не менее ворота простояли еще более десятилетия и были разобраны в 1928 году из-за полной их ветхости.

Кстати, всего существовало три Московских триумфальных арки. Две другие возвели в Москве и Санкт-Петербурге, в 1834-м и 1838 годах соответственно. Там они стоят до сих пор.

Подготовил Алексей Соколов. Использованы материалы «Иркутского экспресса», Википедии и краеведа Георгия Борисова.

Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments