Новогодняя авария

Со временем дорожное происшествие в сознании его участников — ревякинских детей — останется как приключение, обрастет новыми подробностями. Неизменно одно: их жизни спас иркутянин Алексей Иванов

Уже стало привычным ругать маршрутчиков: и правила дорожного движения не соблюдают, и пассажирами рискуют... А вот водитель маршрутного такси иркутянин Алексей Иванов стал на дороге героем. В экстремальной ситуации за рулем он предпринял единственно правильные действия и спас 45 человек — 40 ребятишек и пять педагогов Ревякинской школы. Дети ехали в Иркутск на новогодний спектакль, когда в их Kia Granbird врезалась иномарка. Если бы не реакция и профессионализм Алексея, 15-тонная махина рухнула бы и, скорее всего, были бы жертвы. В начале года «Копейка» опубликовала заметку о вручении премии водителю, спустя некоторое время мы встретились с ним.

Не перевернулись!

— Представляете, что это такое, когда огромный автобус набок ложится, такая масса! — хмурится Алексей Иванов. — Ребенок, который сидит возле окна, падает соответственно головой на стекло. Стекло разбивается, и, хотя оно не разлетится в крошки, потому что затонированное (тонировка все равно держит), удар может произойти очень серьезный...

— Из детей ни один даже не ударился. Я потом спрашивал — никто. Если бы кто ударился, они бы заплакали, наверное, — рассуждает водитель. — Учительница одна, которая сидела впереди, правда, закричала — она больше ребятишек и наспугала. А так никто ничего не понял — просто не успели...

Я сам-то ничего не успел сообразить — думал, куда бы съехать, чтобы поменьше последствий было. Дорогу видел, хладнокровие не потерял. Получилось как-то все плавно: все-таки разница в весе большая: у меня 15 тонн, а в «Тойоте- Функарго» — тонна, в 15 раз тяжелее моя машина.

По пути на новогоднюю сказку

Алексей Иванов в тот день, 29 декабря, повез ревякинских ребятишек на новогодний спектакль в Иркутск. Но не проехал и пяти километров (автобус с детьми проезжал через соседние с Ревякином Бутырки), когда на развилке неподалеку от местной школы на него выскочила иномарка. Столкновения избежать не удалось.

— Перед Новым годом мы решили вывезти малышей, в основном первоклашек-второклашек, в театр, на сказку: вы же понимаете, дети из деревни мало когда сами могут в город выехать, — рассказывает Татьяна Николаевна Крамаренко, педагог-организатор Ревякинской школы. — Договорились с экскурсионным агентством, мы давно тесно работаем. Они организуют нам экскурсии и автобус предоставляют — главная проблема ведь обычно с подвозом. Мы уже таким образом с нашими детьми побывали в нерпинарии, и возил нас тот же водитель...

И на этот раз все шло как обычно: сели и поехали, полный автобус Kia — 45 мест. Двигались очень тихо, дорога зимняя, скользкая — хоть и асфальтированная, но не чищеная.

Когда отъезжаешь от Бутырской школы, там как раз под горочку — и поворот. Так вот на этой развилке иномарка выехала прямо на встречную — и на нас, мы ее даже не успели толком заметить, все так непроизвольно произошло... Я в конце салона сидела, в окна сильно не посмотришь — они замороженные, просто услышала крик, стук и потом раз — мы сели в ухаб! Резких движений не было, никто с кресел не попадал — просто автобус в кювет ушел. И стук — Kia в яму сел и, конечно, передней частью ударился: так застрял, что ни туда и ни сюда.

Мы даже испугаться, честно сказать, не успели. Просто такое ошеломление — непонятно что. А потом, когда поняли, что попали в аварию, уже испугались. Но первым делом успокоили детей, проверили, не ушибся ли кто. Водитель вел себя спокойно, хладнокровно. Он, не говоря никому ни слова, дверь сразу начал открывать — ее заклинило. Открутил, снял. Ребятишек из автобуса не выпустили — на улице морозно было, а в салоне работали батареи — тепло. Вызвали ГИБДД.

— Но первыми приехали пожарные, — рассказывает Алексей, — проверить, а вдруг какая утечка, хотя я уже и сам все внимательно, на несколько рядов осмотрел.

Потом примчались две скорые, но помощь понадобилась только виновницам аварии — женщинам, которые сидели в иномарке. Быстро появились представители ревякинской администрации, из школы. Очень помогли военные из местной воинской части в Максимовщине: просто проезжали мимо, остановились. На своей вахтовой машине они отвезли половину ребятишек обратно в деревню, иначе школьному автобусу пришлось бы делать два рейса.

Хотя детей попросили не звонить родителям, чтобы не волновать их раньше времени, когда школьники возвращались, в селе уже знали об аварии и дома их встречали чуть ли не со слезами, как чудом выживших. Никита Шабанов, третьеклассник, вспоминает:

— Мама меня увидела, глаза широко раскрыла. Испугалась, спросила: «Сынок, у тебя ничего не болит?»

— И нам говорили, и сами мы понимали, что мы счастливые, — уверена Татьяна Николаевна. — Нам очень повезло с водителем. Водитель — другой причины хорошего исхода нету.

— Водитель руль удержал, — рассуждает Никита. — Руль у него большой — как у всех автобусов. Его же тяжело держать, когда затащит! Жалко только, что сказку мы так и не посмотрели...

Опыт маршрутчика

Алексей после этого памятного рейса вернулся домой под утро, в четыре часа. Когда все разъехались, он посередине Бутырок остался со своим Kia Granbird, крепко засевшим в кювете, один на один. Выручил друг, тоже маршрутчик. Приехал из города, довез до воинской части, где помогли двумя КамАЗами — вытащили застрявший автобус. Со скоростью 20 километров в час Алексей добрался на нем до иркутского гаража. Kia и сейчас там стоит — со сломанной фарой, свернутым бампером, ждет ремонта, после аварии в ГИБДД до сих пор не готовы документы. Алексей, уже ставший героем, все равно за баранкой: отдыхать некогда — у него жена, дочь. По старой памяти сел за руль маршрутного такси. Он выходит на большой 77-й маршрут: с семи утра до семи вечера десятки людей — его забота и ответственность. А начинал Алексей в 2002-м на маленькой маршрутке — возил жителей Синюшиной Горы: и на 48-м, и на «десятке», потом в поселок Марково.

Алексей вырос в Затоне, в большой семье, он потомственный водитель. Отец с 13 лет доверял ему свой «Москвич», затем «Ниву». После школы Алексей сдал на права — имеет четыре категории. Теперь он, несмотря на молодой возраст (ему всего 28 лет), опытный профессионал: вождение на иркутских дорогах, где обилие пробок и ЧП, обязывает быть настоящим асом, тем более если отвечаешь за пассажиров — детей, стариков, женщин. Историю, которая произошла 29 декабря, Алексей вспоминает в скупых словах.

— Жалко, что из-за кого-то дети не попали на елку, — вздыхает он. — А то, что после этого меня по телевизору показывали, так дочка Вика все спрашивала: «Папа, а что ты сделал?» И вправду, что я такого сделал? Автобус остановил... Я его еще потом по ночам целую неделю останавливал...

Метки:
baikalpress_id:  35 742