Расия впиред!

Чиновники решили, что старшеклассникам уже не нужны химия, физика, литература, русский язык. Эти предметы планируют заменить уроками патриотического воспитания

С нового учебного года должны остаться четыре обязательные дисциплины: «Физкультура», ОБЖ, «Гражданская зрелость» и «Россия в мире». Остальные шесть предметов (всего их хотят оставить 10), вроде алгебры, русского языка, литературы, химии, английского и прочих, можно изучать по выбору. Так решили на заседании государственно-патриотического клуба партии «Единая Россия», где и представили соответствующий проект. Его планируется принять и внедрить в следующем году. Автор проекта — гендиректор издательства «Просвещение» Александр Кондаков.

«Ура!» — воскликнут ненавистники тычинок-оксидов-синусов. «Расия впиред!» — воскликнут малограмотные патриоты. Старшеклассникам депутаты предлагают поучаствовать, например, в военно-патриотических играх. Или отправиться на раскопки останков героев Великой Отечественной войны. Это помимо ОБЖ и физкультуры. Таким образом, всю вторую часть дня законодатели предлагают посвятить исключительно патриотическому воспитанию и проводить уроки только на улице.

Впрочем, обучение на лоне природы — это уже проверенная методика. Ведь было время, когда Платон жадно внимал речам Сократа, вдыхая свежий афинский воздух. Тогда о четырех стенах класса с партами, о дневниках, оценках и родительских собраниях никто не помышлял. Древние понимали — нельзя искать истину, будучи заточенным в каменных стенах. Может, и сейчас присевшие на корточки среди картофельного поля десятиклассницы станут так же, разинув от волнения рты, жадно впитывать пламенные речи Ивансеменыча. За 10 тысяч рублей в месяц он всем и каждому расскажет, что значит «беззаветно родину любить».

Куцков против Лапекаса

Но это была лирика. Меж тем еще в 1958 году 16-летний москвич Алексей Куцков был признан американцами идеальным школьником. А президент Эйзенхауэр, посмотрев на него, реформировал систему образования США. Об этом часто вспоминали в прошлом году.

История такова. В марте 1958 года американский журнал Life опубликовал большую статью о кризисе в образовательной системе Соединенных Штатов. Чтобы рассказать об этом максимально доступно, для сравнения были выбраны два школьника — Алексей Куцков из Москвы и Стивен Лапекас из Чикаго. Корреспонденты журнала целый месяц ходили за парнями по пятам, наблюдая, как те учатся, чем интересуются, что читают, как проводят время после уроков.

Алексею и Стивену было по 16 лет. Но Алексей значительно опережал американца по образованности. На снимках, опубликованных в статье, читатели могли видеть, как советский юноша проводит опыты на уроках физики и химии, играет в волейбол и шахматы, читает Шекспира, ходит на экскурсии и занимается музыкой.

Алексей почти все время посвящает учебе, он серьезно настроен поступить в институт и убежден, что от этого зависит его дальнейшая судьба. Стивен же относится к учебе довольно легкомысленно, хоть и собирается поступать в колледж. Список изучаемых предметов у Стивена значительно меньше, но и по ним успеваемость Лапекаса оставляет желать лучшего — его родителям даже приходится платить деньги за дополнительные занятия. Но все это не сильно волнует американца, и он с легкостью находит время на не связанные с учебой дела — много времени проводит с девушкой и танцует рок-н-ролл на вечеринках...

Советская школа, подчеркивали исследователи, уделяет большое внимание фундаментальным научным предметам — химии, математике, физике, астрономии, но у Алексея хорошая подготовка и по литературе и языкам. И вообще, в России и Восточной Европе у детей больше резона учиться. В СССР ученые и инженеры — представители новой аристократии, и единственный путь влиться в ее ряды — это образование.

Реформа из-за спутника

Предпосылкой к исследованию американскими журналистами был запуск спутника Советским Союзом. 5 октября 1957 года газета «Правда» опубликовала сообщение ТАСС: «В СССР осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли». Газеты отводили событию первые полосы. «Америка не может больше пребывать в состоянии успокоенности, полагая, что держит все мировые ноу-хау на кончике пальца. Советские ученые и учителя высоко ценятся в своей стране, и советская политика, в которой наука заняла место религии, вознаграждена...»

В Штатах решили: корень технологического рывка СССР нужно искать в школе. Программа предстоящего исследования, критерии для сравнения двух систем образования составлялись американцами. Они хотели выяснить, что Америка и СССР подразумевают под «хорошим средним образованием». Они сравнивали набор изучаемых в школах предметов, отношение учеников к занятиям, книги, которые они читают, как проводят свободное время. Результаты исследования потрясли Америку. После этого была проведена реформа школьного образования. К сожалению, у нас сейчас все происходит с точностью до наоборот...

Особое мнение

Директор СОШ № 22 г. Иркутска Светлана Юрьевна Школьняк: — В обязательный минимум должны входить как русский язык, литература и математика, так и ОБЖ. Ни в коем случае нельзя исключать из этого списка литературу. Это тот предмет, который напрямую связывает нас с историей, как раз он и прививает любовь к родине без дополнительных занятий. Где еще вы встретите столь же яркие и красочные описания родной природы, людей, обычаев, нравов, событий?

Вы знаете, что за границей учат чрезвычайно сложный русский язык, чтобы читать наших классиков? Представляете, каких усилий стоит иностранцам прочтение Толстого, Чехова, Достоевского в подлинниках! Это при том, что русский язык дается даже не всем нашим детям, для которых он родной. Если мы не научим грамотности своих детей сегодня, то кто будет выстраивать новое общество завтра? Или оно разделится на грамотных и безграмотных?

Кроме того, сегодня во всех школах проводится колоссальная работа, направленная на развитие именно гражданской позиции учеников. Это всевозможные месячники и декады, посвященные тем или иным событиям в российской истории — от дней русской словесности до чествования ветеранов Великой Отечественной войны. Вот это и есть патриотическое воспитание.

Директор СОШ № 50 г. Иркутска Валерий Владимирович Севрюк: — Старшеклассникам нужно изучать все те предметы, которые включены в план уже сейчас: математику, русский язык, литературу, иностранный, химию, информатику и многие другие. Я абсолютно поддерживаю идею о том, чтобы школьники были заняты уроками и на свежем воздухе. Однако это ни в коем случае не должно наносить ущерб тем предметам, которые составляют фундамент среднего образования.

Что же касается патриотического воспитания, то мы с этой задачей успешно справляемся уже давно. Например, на базе нашей школы с 1999 года работает городская молодежная общественная организация военно-патриотического поискового объединения «Наследие». Ее участники проводят поисковые работы на местах боевой и воинской славы. В состав организации входят лучшие иркутские ученики.

Кроме того, в нашей школе открыты секции карате, волейбола, хоккея, рукопашного боя, плавания и многие другие. Любой ученик может выбрать то направление в спорте, какое ему больше по душе. Поэтому я считаю не совсем целесообразным сокращение учебной программы в пользу еще большей физической загруженности учеников.

P. S. Окончательное решение о принятии проекта нового вектора школьного курса остается за Минобразования. Если этот номер пройдет, то, по мнению партии, уже через 5—7 лет производство патриотов будет поставлено на поток. А биологи и инженеры, видимо, сами как-нибудь найдутся.

Таким образом, в обозримой перспективе школы вынуждены будут сделать упор на то, как надеть противогаз во время химической атаки и как быстрее добежать до вражеского дота с гранатой в руке, выкрикивая патриотические лозунги. Для этого совершенно необязательно без ошибок писать слово «параллелепипед», отличать Молчалина от князя Мышкина, уметь сказать «Ландан из зе кэпитал оф Грейт Британ» и знать, что световыми годами измеряют расстояние, а не время...

Загрузка...