Повелители мегапикселей

38 мастеров представили свои работы для 9-й выставки Иркутского областного фотографического общества

До конца января иркутяне и гости города смогут увидеть и оценить работы мастеров светописи в рамках 9-й выставки Иркутского областного фотографического общества. В экспозицию вошло 102 работы, ни одна из которых ни разу не выставлялась ранее.

Мы побывали в выставочном зале Дома художника за день до открытия, когда кипела работа: около десяти человек аккуратно развешивали картины по стенам.

— Разместить фотографию среди других — это целое искусство, — говорит Игорь Сирохин, председатель Иркутского фотографического общества, член Союза фотографов России. — Их нужно подобрать по композиции, по размеру, цвету, содержанию. Есть, например, фотографии, которые по отдельности ничего особенного не представляют, а когда их несколько — тогда это сильнейшая вещь.

 А бывает так, что фотография одного автора выглядит очень просто, вроде как без изюминки. Но, если ее разместить среди работ других фотографов, она сразу преображается.

— Критерии, по которым вы делаете отбор работ для выставки, очень жесткие? — спрашиваю я.

— Главный упор мы делали на качество, — отвечает Игорь Сирохин. — Молодые авторы приносили фотографии в электронном виде и по 20, и по 50, даже по 100 штук. Но из них мы выбирали только одну, а иногда вообще не брали. Произведение искусства это или нет — вопрос субъективный. Но если фотография расшевелила какой-то уголок души — значит, автор попал в точку. Я вот, например, навсегда запомнил одну такую фотографию, сделанную после одного землетрясения, которое снесло весь город. На ней стояла «Нива», рядом — молодой отец. А из этой «Нивы» торчали два гробика, один побольше, другой поменьше. Уже сколько лет прошло с тех пор как я увидел эту фотографию, а как вспоминаю — сразу ком в горле встает.

О своих картинах и работах своих коллег фотохудожники могут говорить бесконечно. О том, что фотоаппарат — это как кисть художника. О том, что научиться этому искусству можно, если есть толика таланта.

 — И качество аппаратуры на это не влияет, — подключается к беседе Иван Гуров, член Союза фотографов России, преподаватель академии фотографии. — Профессионал может сделать картину самой обычной «мыльницей». Разве что достоинства аппаратуры он использует по полной, а ее недостатки обходит стороной. Одно время я преподавал в ИрГТУ, и вот как-то раз мои ученики мне заявили: вот, мол, у вас такая аппаратура крутая, а у нас нет, мы не можем делать хорошие фотографии. Говорю: «Нет проблем, давайте сделаем фотографии самой примитивной «мыльницей» и сравним наши снимки». Выдал каждому студенту одинаковые пленки, пошли мы в одно и то же место, сняли одно и то же... Когда я показал им то, что сделал, они просто ахнули. А я в очередной раз доказал, что фотографирует вовсе не камера.

— Талант — по большому счету это грамотное применение приемов во время фотографирования и после, — говорит Иван Гуров. — Можно сказать, что фотография состоялась тогда, когда в ней есть маленькая, но находка.

Пока мы разговариваем, на стенах появляется все больше картин. И сразу бросается в глаза, что, несмотря на тему выставки, посвященной Иркутску, основная масса фотографий — это пейзажи. В том числе и городские. — И это не удивительно, — смеется Игорь Сирохин. — Мы когда в 2003 году свою первую выставку привезли в Новосибирск, нас там спросили: «У вас там что — все туристы?». А мы все наснимали Байкал. Надо сказать, что у каждого объединения есть свое лицо, а вот мы конкретно (это мнение людей из других городов) тяготеем к пейзажу. Но кто бросит камень в наш огород? Разве можем мы иначе, когда живем возле Байкала, в такой природе? И пусть нам завидуют.

Годовой отчет фотографического общества — событие значимое и для зрителей, ведь в Иркутске фотохудожникам уделяют особо пристальное внимание. Сами они объясняют это просто: фотографов, в отличие от обычных художников, многие понимают. Просто потому, что техническая часть этого искусства многим знакома. Но при этом профессионалы так далеко уходят от обывателя, что давно уже считают пройденным вариантом то, что для любителя — высший пилотаж. Поэтому всегда очень много людей приходят посмотреть на их работы — удивиться, восхититься, сравнить с тем, что умеют сами. Или даже просто поглазеть. И ведь есть на что!

Наталья Федотова. Фото автора и из архива Иркутского фотографического общества

Загрузка...