Как наши дети выбирают профессию

Завершилась всего лишь первая четверть учебного года, а выпускники 9-х и 11-х классов уже готовятся к его окончанию. В школах «натаскивают» ребят по тестам прошлогодних ЕГЭ, высшие и средние учебные заведения предлагают старшеклассникам подготовительные курсы к единому государственному и попутно агитируют их поступать на свои факультеты. И времени почти не осталось, чтобы определиться, кем быть...

Ключевой вопрос

Теоретически предполагается, что к выпускному классу школьники должны иметь представление чего они хотят и, главное, под какую профессию «заточены» от природы. На самом же деле многие дети и их родители пребывают в глубокой задумчивости.

«Мою дочку в прошлом году, перед окончанием 10-го класса, протестировал психолог в школе, — поделилась иркутянка М. — И сказал ей, что надо выбирать профессию таможенного инспектора, что она ей идеально подходит. Почти что призвание. Мы-то (родители) не против, пусть даже обучение платное — подкопим, поднатужимся. А вот дочь рассказывает, что почти весь прошлогодний выпуск поступил на таможенное дело. Теперь она и хочет туда, и в то же время сомневается, что на всех таможенников хватит рабочих мест по окончании вуза... Что делать?» Вот такой простой вопрос и обычная ситуация. И, главное, повод попробовать разобраться, наконец, как наши дети выбирают свое будущее, и кто в этом может им помочь.

Сомнения должны быть всегда

— Ни один грамотный профконсультант никогда не будет называть клиенту какую-то одну конкретную профессию, — категорична в оценке ситуации кандидат психологических наук, доцент Восточно-Сибирской академии образования Марина Паромонова. — Даже если из предпочитаемой сферы деятельности мы выделяем эту самую профессию, то при построении профессионального полигона все равно предлагается, как минимум, два варианта. Вообще Марина Владимировна, как строгий требовательный преподаватель, поставила тому школьному психологу «двойку»: — Мне вся эта история напоминает недавний визит к врачу, — провела она аналогию. — Доктор, выписывая рецепт, говорит, что это лекарство продается только в одной аптеке, и адрес называет. После выясняется, что препаратом снабжены все аптеки города, и даже кое-где он продается дешевле, чем в названном пункте... Но даже если предположить, что психолог не «отправлял» выпуск целиком учиться в один вуз и на одну и ту же специальность, все равно «неуд». Значит, не работал с классом как положено, не ориентировал в других направлениях, попросту говоря — упустил.

Кроме того Марина Паромонова дала совет родителям — перепроверять любую информацию, которая касается их детей. Если надо, и есть хоть малейшие сомнения — сходить к другому психологу, и не к одному. Слишком серьезны ставки, если пустить дело на самотек.

Хочу — могу — надо

— Что касается истории с выбором целым классом одной специальности и массовым поступлением в один вуз, то тут, скорее всего, хорошо сработала приемная комиссия этого учебного заведения, — делится мнением руководитель городского профориентационного центра, кандидат психологических наук Любовь Сверч. — Пришли в школу, к примеру, на классный час, рассказали интересно о вузе, посулили золотые горы, раздали красивые буклеты... Такое бывает, к сожалению. Тенденция заманивать абитуриента прослеживается в городе очень явно. По словам Любови Петровны, работу с детьми надо начинать класса с 4-5-го. Тщательно, не спеша, выяснять круг интересов и способности ребенка, особенности его характера и темперамента. Одновременно вести и просветительскую работу, ведь круг профессий в современном обществе очень широк. Делать это в 11-м классе уже поздно, ведь в начале года выпускник должен определиться какие он будет сдавать ЕГЭ по выбору.

В профориентационном центре основной упор делается на работу с девятиклассниками. Но по заявкам администраций школ специалисты работают и с учениками 8-х, и 11-х классов. Основная задача городского центра профориентации — помочь школьнику самоопределиться.

— Самому определить свой жизненный путь, — подчеркивает методист Светлана Дробот. — И это кропотливая работа. Специалисты-профконсультанты нашего центра в течение трех дней помогают старшекласснику, во-первых, узнать самого себя; во-вторых, составить представление о перспективах получения той или иной специальности. «Узнавание» себя происходит посредством всевозможных психологических тестов и опросников. Результатом такой работы становится составление каждым учащимся своеобразной формулы успеха «хочу — могу — надо». То есть — выбранная сфера деятельности должна не только нравиться старшекласснику (хочу), но и соответствовать его интеллектуальным и физическим способностям, личностным особенностям (могу) и, что очень важно, быть востребованной окружением, нужной людям (надо).

 — И это очень сложная работа, — считает специалист центра. — К сожалению, востребованная специальность не всегда престижна, а престижная зачастую не востребована... 17-ти часовая программа, составленная специалистами центра, называется «Профессиональный выбор: секреты выбора профессии». Она включает в себя информационный, диагностический и практический блоки.

 — А что включает в себя практический блок? — интересуюсь, точно зная, что о рабочей специальности «на пальцах» рассказать невозможно.

 — Это, прежде всего, профессиональные пробы, — охотно рассказывает Сверч. — Мы организуем их в мастерских учебных заведений. К примеру, недавно наши группы посетили учебную железную дорогу в ИрГУПС. Конечно, в идеале, хотелось бы заключить договоры о сотрудничестве с ведущими промышленными предприятиями города, организациями сферы обслуживания населения. Тогда картина мира профессий формировалась бы у детей более полной. Пока эта работа лежит на школах, а у нас о профессиях рассказывают представители вузов, ссузов, профессиональных училищ и лицеев, где им и обучают.

Отмечу, что на стенах центра размещены рекламные стенды ВСЕХ учебных заведений города, а на столах — объемные папки с информацией о них. Можно вынуть буклет, откопировать, унести с собой. Есть и большая фильмотека с короткими информационными роликами о всевозможных профессиях и предприятиях.

Специалисты городского профориентационного центра готовы работать и с родителями, но жалуются, что те довольно пассивны — на собрания и лекции не дозовешься.

— Поэтому хотя бы в тетрадку своему ребенку загляните, которую он ведет на наших курсах, — взывает Светлана Дробот. — Вы прочтете там много интересного о своем ребенке, о его возможностях и желаниях. Увидите, какую формулу успеха он для себя САМ составил и, конечно, наши рекомендации.

 — Но ведь и к вам может зайти представитель любого вуза и заманивать детей на так называемые престижные специальности, — сомневаюсь я. — Может, — соглашаются психологи. — Но консультировать он будет только целевую аудиторию, ребята в которой уже предварительно выбрали группу профессий, подходящих им по всем параметрам. По данным центра, около 75 % прошедших курс профориентации, так или иначе, определяются с выбором дальнейшего жизненного пути. Также индивидуальную консультацию по выбору профессии можно получить в городском центре занятости.

 — Два специалиста-профконсультанта центра бесплатно консультируют всех желающих, — заверила руководитель информационного отдела Ольга Бессонова. — Нужно только позвонить заранее, вам назначат время консультации и обязательно захватить с собой паспорт с пропиской.

На грани фола

Зная, что молодежь предпочитает насыщаться информацией из Интернета, заглянули туда и мы. В частности на презентованный на недавно прошедшем Байкальском экономическом форуме сайт www.profirk.ru. Тогда заместитель министра по молодежной политике и спорту Иркутской области Игорь Иванов заявил, что в области работает 21 кабинет профориентации. Однако, по его мнению, этого недостаточно. Интернет-портал должен сделать профориентационные услуги более доступными. Главная страница обнадежила. Закладки «Кем быть?», «Куда пойти учиться?» — именно то, что нам надо. Информации на сайте, действительно, много. Адреса-телефоны всех учебных заведений области, координаты кабинетов профориентации. Только вот статья «Востребованные специальности в ближайшие 10 лет» со ссылкой на издания «Труд» и «Эксперт» датирована октябрем прошлого года. Она, видимо, все эти 10 лет будет актуальной?... А дальше начались такие дебри, куда обычному школьнику лучше и не соваться.

К примеру, выложены диагностические методики, с помощью которых специалисты-профориентологи выявляют склонность человека к той или иной сфере деятельности. Но опять же каждый психолог знает, что нельзя давать свои инструменты в руки дилетантам. Да и мы не видим смысла публикации опросников, где каждое второе слово — специализированный термин. Тогда бы уж адаптировали их к массовому потребителю, то есть низвели на уровень простеньких тестов в стиле гламурных изданий. Далее на глаза попался список профессий по алфавиту. Очень большой — читать можно бесконечно. Но он опять же напичкан терминологий, не понятной школьнику. А в некоторых местах вызывает недоумение.

Цитата (с небольшими сокращениями): «Чабан. Родственные профессии: оленевод... Содержание деятельности: выведение новых пород лошадей и уход за ними, выращивание молодняка, объезд молодых животных. Условия труда: работа проходит как в помещении, так и на воздухе. Области применения: фермерские хозяйства, лесничества, ипподромы, цирк, зоопарк, киносъемки, конезаводы. В городе используется для катания детей и взрослых (Кто? Чабан? — прим. автора.)... Необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии: любовь к лошадям и понимание их поведения, настойчивость, терпение, спокойствие, уверенность, хорошая физическая подготовка, выносливость, умение переносить неприятные запахи и тяжелый физический труд...» И так далее. Вероятно, кто-то пошутил, составляя список профессий. Но из-за этой шутки или халатности доверие, например, уроженцев Усть-Ордынского округа к профориентологам может быть серьезно подорвано. Ведь там каждый первоклашка знает, что чабан пасет овец...

Полезные адреса и телефоны

* СП «Городской профориентационный центр». Школа №15, г. Иркутск. Тел.: 33-58-49

* Информационный отдел городского центра занятости Киевская, 9»а». Тел. 21-71-46 (психологи); 20-39-19 (руководитель)

Загрузка...