Главные по тарелочкам

В поселке Мишелевка возрождают традиции изготовления хайтинского фарфора

Мишелевку Усольского района когда-то называли поселком мастеров. Здесь на протяжении 129 лет работал знаменитый Хайтинский фарфоровый завод. В 1998 году предприятие закрыли, и жизнь в поселке остановилась. С недавних пор у жителей поселка затеплилась надежда, что производство возобновится. Пусть и не сразу. Поэтому старинному ремеслу обучают школьников, и даже в детском саду мишелевские ребятишки осваивают технику росписи по фарфору.

Один на всю Сибирь

В 1869 году местные купцы Данила и Филипп Переваловы открыли на реке Хайтинке свою мастерскую. Братья Переваловы очень любили свое производство, а специалистов искали по всей стране. Так, например, выписали из Петербурга художника по фарфоровой росписи, мастера Морозова, который очень любил выпить и поэтому придумал кружку «Напейся — не облейся». Место для своего завода Переваловы тоже выбрали неслучайно — в этих местах были залежи особо пластичной глины. Также тут были необходимые для производства фарфора коалин, кварц и шпат.

Уже через несколько лет после открытия переваловские изделия стали известны во всей России, а потом и за границей, а сам завод работал без остановки больше ста лет. Даже во время войны здесь выпускали посуду и сувениры, а после нее темпы возросли: выпускали до двух миллионов изделий в месяц. Но даже при таких темпах мишелевская посуда была одной из лучших в стране, ее всегда можно было узнать по необыкновенной легкости и светящейся белизне.

Однако то, что не смогла сделать даже война, случилось в постперестроечный период: в 1998 году завод впервые закрыли. Через пять лет его купил иркутский предприниматель, и в июне 2003 года на заводе снова стали делать посуду. Но недолго. С тех пор завод лихорадит. Сейчас, как говорят местные жители, на территории предприятия поставили пилораму, а цеха разбирают на железо.

— Я даже смотреть на это не могу, — говорит Людмила Шишкина, которая работала мастером в цехе обжига. — У меня постоянно ком в горле. Я помню, когда я шестнадцатилетней девчонкой приехала сюда из Братска, на заводе работали все жители поселка. Летом на практику приходили ученики 9-х классов. Они знали, что здесь работали их деды, работают их родители, и они сами будут работать. А сейчас эта нить утеряна. Сегодня дети уже ничего не знают и не помнят.

— Так не хочется, чтобы забылось окончательно! — восклицает Ирина Юнжакова, заведующая сектором по развитию культуры Управления культуры и молодежной политики администрации Усольского района. — Ведь остались в поселке несколько человек, которые имеют опыт изготовления фарфоровых изделий и могут передать его молодому поколению. Вдруг когда-нибудь настанут времена, и завод вновь начнет свою работу? А у нас в поселке к этой работе уже будут готовы молодые люди!

Детский сад какой-то!

Три года назад при поддержке районного управления культуры в Мишелевке заработал Дом ремесел, а в 2008 году открылся кружок по изготовлению изделий из фарфора. Директором Дома ремесел стала Людмила Шишкина, а руководителем кружка Оксана Егорова, художник фарфорового завода. Для работы закупили муфельную печь для обжига фарфора, приобрели краски и глазурь. Из старых запасов взяли фарфоровую массу. Пожалуй, это единственное, что еще осталось ценного на самом заводе.

— Набрать в кружок мальчишек и девчонок не составило большого труда, — рассказывает Оксана Егорова, — сейчас у нас занимаются уже 30 человек. Первоклашки, конечно, с малого начинают. Руками лепят. Ребята постарше, с 10—12 лет, уже литье осваивают. А те, что еще старше — уже расписывать начинают.

Впрочем, не обязательно начинать с лепки. Ведь пока одних школьников учат лепить из глины, малышей в мишелевском детском саду уже учат расписывать фарфор. Занятия здесь ведет Людмила Кованова, окончившая СПТУ № 41 по специальности «Живописец фарфоро-фаянсовых изделий». Это училище когда-то функционировало в поселке и готовило мастеров для Хайтинского завода, а Людмила Александровна приехала учиться сюда из Красноярского края.

— Я от знакомых услышала, что здесь работает такой завод, — вспоминает она и улыбается, — и меня это очень прельстило. Рисовать по фарфору — это же так интересно! Совсем другие краски, форма наложения цвета, мазков. К тому же рисунок должен быть объемный, с тенями, а это непросто. И рисовать надо быстро. Я когда впервые увидела, с какой скоростью делают это, даже испугалась и бросить все хотела. Ну ничего, научилась и сама быстро тарелки расписывать.

После окончания училища Людмила Кованова три года обучала других росписи по фарфору. Сегодня этому же она учит дошколят. Посмотришь на тарелочках, которые расписывают детишки 5—6 лет, и не сразу поверишь, что это детская работа.

— А мне нравится на тарелочках рисовать, — говорит шестилетняя художница Даша Новоселова. — На них удобнее, чем на бумаге. И мне больше всего нравится рисовать цветы.

Именно цветы сибирской природы — основа хайтинской росписи. Да еще яркие цвета — розовые, пурпурные, фиолетовые. И мазки размашистые. Конечно, детям это нравится. Тарелочка ведь чем удобна? Нарисовал, не получилось — смыл. В детском саду Мишелевки так и делают. Из сырья тут только тарелки и кружки — то, что осталось от завода. На них рисуют, отвозят на выставки, а потом смывают и снова рисуют. Весело, а главное — сколько смысла!

Сегодня в Мишелевке выпускают более 280 фарфоровых изделий. В основном, конечно, это сувениры. Те, которые делают ребятишки, принимают участие в местных выставках. Сделанные руками мастеров — в областных. Кстати, после того, как работы стали появляться на выставках, желающие вновь заняться любимым делом появились даже среди взрослых!

— Наши сувениры очень хорошо расходятся на всевозможных ярмарках и конкурсах, — говорит Людмила Шишкина, — и можно было бы неплохо заработать на их продаже. Но не это для нас главное. Важно, чтобы не пропали традиции. Мы хотим научить наших детей тому, что умеем сами. Я счастлива, что у нас снова появилась возможность испытать чувство гордости за возрождение фарфора.

Чуть помолчав, Людмила Алексеевна добавляет: — А если у нас еще появится новая муфельная печь, способная выдать температуру не менее 1400 градусов, то мы сможем создавать намного больше новых видов интересных изделий.

Метки:
baikalpress_id:  13 860