Девочка, которая знает, как сделать школу лучше

Знакомьтесь: Екатерина Мунина

В Иркутске состоялся финал конкурса «Лучший ученик года», его победительницей стала ученица 11-го класса лицея № 2 Екатерина Мунина.

Я сидела в коридоре возле актового зала и ждала Катю, которая принимала участие в очередной своей олимпиаде. Когда мимо меня прошла высокая привлекательная девушка, мелькнула стереотипная мысль: нет, это не она — слишком красивая, чтобы быть умной... Каково было мое удивление, когда девушка подошла и представилась: «Катя». Да, это действительно была она — активистка, спортсменка и просто красавица. Екатерина Мунина — лучшая ученица своего лицея (а теперь и всего Иркутска), кандидат в мастера спорта по волейболу и председатель органа ученического самоуправления.

Светлое будущее учеников и учителей

Конкурс «Ученик года» в Иркутске проводится уже 10 лет, и в этом году состоялось десятое, юбилейное состязание. В соревновании участвовали 47 старшеклассников из разных школ города, но только восемь учеников вышли в финал.

— Победить в этом конкурсе непросто, — признается Екатерина. — Моими соперниками были лучшие ученики в своих школах. Все они интересные и амбициозные, лидеры по натуре, и конкурировать среди равных было нелегко.

Все состязание поделили на три тура. В первом 11-классники сдавали свои портфолио, где описывали достижения в учебе и общественной деятельности, а также рассказывали об увлечениях. Во втором туре оставшиеся 20 человек проходили коммуникативный тренинг и интеллектуальное тестирование, а также тренинг на выявление лидерских способностей. А среди финалистов провели коллективное интервью: задавали вопросы об инициативах школьных президентов и о роли школы в социализации личности. Здесь Екатерине можно было не волноваться, поскольку о роли школы она может говорить долго и самозабвенно — второй год школьница активно занимается организацией различных мероприятий, связанных с жизнью лицея.

— В современной школе, конечно, много проблем, — говорит она. — Это и недостаточная квалификация некоторых учителей, и отсталость школ в сфере информационных технологий и технической базы. Также нехватка кадров — это проблема не только нашего региона, но и всей страны, а главная причина — это маленькие оклады педагогов. Впрочем, я уверена, что это решаемо.

И моя красивая и не по годам смышленая собеседница делится своими мыслями:

— Пока зарплата небольшая, в школу идут работать одни энтузиасты — люди, которые любят предмет и любят учить. Если школа станет прибыльным местом, сюда пойдут люди, которые хотят заработать, а от этого образование не выиграет. Поэтому лично я предлагаю ввести в школе систему повышения окладов в зависимости от возраста, опыта, стажа и по тому, как учителя повышают свою квалификацию. В итоге, когда учитель достигнет солидного возраста, он уже не будет нуждаться в деньгах и в школе всегда будут работать хорошие специалисты.

Еще одна проблема, про которую знает Катя и решение которой ей уже известно, — нежелание современных детей получать знания. По словам девушки, это происходит потому, что школьники часто не могут найти общий язык с учителями и одноклассниками. Решение — надо менять систему. Если учитель будет заинтересован в индивидуальном подходе к каждому, то и учиться будет интересно. Помочь в этом может общение в неформальной обстановке: совместные выезды на природу, организация развлекательных мероприятий. В результате, каждый ребенок будет рад приходить в школу и видеть своих взрослых друзей-учителей, у которых такие же интересы, как и у него.

Что всего интереснее?

Интересно, что у самой Кати никогда не было проблем ни с учителями, ни с одноклассниками. Равно как и с учебой. С первого класса она училась на одни пятерки и все предметы ей давались одинаково легко.

— В 9-м классе надо выбирать профиль, по которому будет проходить дальнейшее образование, — рассказывает Катя. — В нашем лицее их три — это физико-математический, информационно-технологический и социально-экономический классы. Выбор было непросто сделать. Мне ведь всегда нравились разные предметы: и физика, и математика, и английский язык, и география. И все-таки я остановилась на последнем профиле и решила изучать экономику, обществознание и право. Дело в том, что мои родители — бизнесмены. У каждого есть свое дело, которое они развивают. Мне тоже хотелось бы заниматься бизнесом. Может быть, это будет ресторанный бизнес. Я думаю, что экономика и обществознание мне в этом помогут.

Катя уверена: ее успехи — большая заслуга родителей, которые с детства активно занимались развитием дочери, отдавали в различные кружки и секции, участвовали в школьных праздниках. Однако уроки делать не помогали, а лишь проверяли — все ли хорошо.

— Моя младшая сестра Настя в этом году пошла в первый класс, — говорит Екатерина, — но с уроками я стараюсь ей не помогать — она должна все делать сама. Когда я была маленькая, я со всем справлялась сама и теперь знаю, что это приводит к хорошим результатам. Если человек хочет добиться успехов, он должен работать самостоятельно. Учиться, признается девушка, конечно же, сложно. Свободного времени практически нет: с утра уроки, после — дополнительные занятия. Сейчас Катя занимается информатикой и английским языком. Иностранным она владеет неплохо, и это помогает ей заводить друзей в других странах. Так, у нее много знакомых ребят во Франции и Италии, поэтому девушка уже сейчас планирует выучить французский и итальянский, чтобы разговаривать с друзьями на их родном языке.

Катя уже успела объехать полмира — была в Литве, Финляндии, Франции, на Мальте, в Таиланде, Турции, Израиле. А в этом году она отдыхала во всероссийском детском лагере «Орленок», где ей удалось пообщаться с ребятами из 14 стран.

— Это был незабываемый месяц, — восхищается моя собеседница. — У меня была возможность обменяться знаниями, поучиться национальным языкам и танцам, попробовать национальную еду. В «Орленок» я попала в результате отбора российской делегации на саммит юношеской восьмерки, который проходил этим летом в Канаде в рамках саммита «большой восьмерки». Участие в этом конкурсе приняли несколько тысяч школьников со всей России. К сожалению, я не стала победителем, но вошла в состав 16 финалистов.

Для того чтобы добиться успехов, нужно много учиться. Но для лучшей ученицы Иркутска это увлекательный труд. Сегодня помимо всего прочего Катя увлекается психологией и тайм-менеджментом — мечтает научиться эффективно и грамотно управлять своим временем. Также она начала обучение в автошколе и в следующем году планирует сдать на водительские права. После окончания лицея Екатерина намерена получить высшее образование — первое в Иркутске, а второе, возможно, за рубежом. В ноябре этого года она будет защищать честь Иркутска на областном конкурсе «Лучший ученик года».

Метки:
baikalpress_id:  35 653