Тюрюмин Александр

Летчик-испытатель Герой Советского Союза родился в таежной деревушке Чанчур Качугского района, где полностью сохранили его дом и открыли краеведческий музей

Окончание. Начало в № 40

В Кустанае Тюрюмин управлял знаменитым У-2, который когда-то крепко запал ему в душу, пролетая над Чанчуром. На безотказном «кукурузнике» возил людей, почту, травил саранчу, летал по санзаданиям.

В 1952 году перспективного летчика забрали в Московское управление гражданской авиации, где он занял место за штурвалом самолета Ил-12, затем специалиста перевели на международные линии.

В 1960 году Александр Михайлович успешно окончил школу летчиков-испытателей в Жуковском, после чего работал в Научно-исследовательском институте гражданской авиации (ГосНИИ ГА) летчиком-испытателем, а с 1963 года перешел на летно-испытательную работу в ОКБ С.В.Ильюшина.

От Красной Звезды — до Золотой

Первую награду — орден «Знак Почета» Тюрюмин получил за участие в воздушном параде 1962 года на самолете Ил-18. Это был один из самых масштабных показов техники в Москве. После парада его участникам устроили прием в Кремле, героев принимал Никита Сергеевич Хрущев. Вторая награда — орден Красной Звезды — вручена отважному сибиряку за испытание самолета Ил-62, а орден Боевого Красного Знамени — за испытание противолодочного самолета Ил-38.

Александру Михайловичу доверяли испытание многих машин — в частности, непревзойденного до сих пор по ряду параметров самолета Ил-76. К разработке турбореактивного самолета Ил-76 коллектив конструкторов приступил в 1966 году. Приказом министра авиационной промышленности СССР предписывалось провести работы по определению возможности создания среднего военно-транспортного самолета, предназначенного для выполнения задач, возлагаемых на военно-транспортную авиацию, фронтовую авиацию, по посадочному и парашютному десантированию войск, боевой техники и военных грузов.

Постройка первого опытного самолета была завершена в начале 1971 года. Самолет выкатили на Центральный аэродром города Москвы. Как известно, знаменитая Ходынка расположена всего в шести километрах от Кремля, но первый полет предстояло выполнить именно отсюда. В мае того же года самолет показали руководителям страны на подмосковном аэродроме Внуково, а затем впервые представили на Международном авиакосмическом салоне в Париже. Первый серийный Ил-76, он же третий опытный, 5 мая 1973 года совершил первый полет с аэродрома Ташкентского авиационного завода. Поднял машину экипаж летчика-испытателя Aлександра Тюрюмина. Этот самолет приступил к летным испытаниям по разделу боевого применения (отработка вопросов посадочного и парашютного десантирования личного состава, грузов и техники). Ведущим летчиком-испытателем этого раздела испытаний самолета Ил-76 был Александр Михайлович Тюрюмин.

В августе 1974 года он был удостоен звания «Заслуженный летчик-испытатель СССР», а в марте 1976 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за испытание и освоение новой авиационной техники и проявленные при этом мужество и героизм ему присвоено звание Героя Советского Союза. Штурманам В.А.Щеткину, С.В.Терскому и В.Н.Яшину, которые работали с ним в одном экипаже при выполнении программ по десантированию, были также присвоены высокие звания «Заслуженный штурман-испытатель СССР».

На самолетах Ил-76 экипаж, возглавляемый Александром Тюрюминым, установил 25, а на Ил-86 — 18 мировых рекордов. Начиная с 1963 года сибиряк освоил, испытал на прочность Ил-18, Ил-20, Ил-38, Ил-62, Ил-62М, Ил-76МД, Ил-86. И это тоже своеобразный рекорд!

А на земле его ждала Аннушка...

Свою будущую супругу будущий ас встретил в Кустанае, куда ее по распределению направили после окончания фарминститута в Пятигорске. Вот как пишет об этом сам Тюрюмин:

«Однажды зашел в аптеку и увидел там красивую девушку-провизора по имени Аннушка. И вот уже 54 года мы идем вместе с ней по жизни, большую часть которой она была отличной домохозяйкой, ждала меня из полетов, полностью занималась воспитанием детей, поскольку у меня на это из-за плотного графика просто не оставалось времени».

В чанчурском музее хранится одна из фотографий прославленного пилота, на которой он изображен в кабине самолета, в командирском кресле. В левом верхнем углу надпись, адресованная супруге: «Другу — жене Аннушке. Вот так мы трудимся. Саша». Супруги Тюрюмины воспитали замечательных детей, дождались внуков. И если вы в поисковой системе наберете, например, «Александр Тюрюмин», то Интернет среди прочих выдаст вам и внука Александра Михайловича, названного в честь деда. Однако во Всемирную паутину он попал благодаря успехам в автогонках. О скорости внук Александр знает не понаслышке, он мастер спорта по автогонкам, чемпион России в «Формуле-1600».

 Вся жизнь Александра Михайловича так или иначе связана с Сибирью и небом. Улица, на которой живут Тюрюмины в Москве, называется Штурманской, а любимого пса (ротвейлера) кличут Байкалом. И сегодня, находясь за тысячи километров, прославленный летчик не упускает возможности выйти на связь с иркутянами.

После выхода прошлого номера мы поговорили с Ниной Николаевной Трапезниковой. Она сообщила нашему корреспонденту, что буквально два дня назад общалась с Александром Михайловичем по телефону. — По каналу «Культура» Александр Михайлович посмотрел сюжет об открытии памятника Курбату Иванову, растрогался, позвонил, — говорит Нина Николаевна. — Мы в это время были в Чанчуре, позднее еще раз созвонились, долго говорили. Александр Михайлович был тронут сюжетом, говорит — будто снова побывал на малой родине. Относительно своего визита в Чанчур высказывается осторожно, ему ведь уже 82 года. Хотя побывать не прочь, ведь родная земля придает силы.

 ***

Как и положено, в музее в таежном Чанчуре находится книга отзывов, где гости оставляют свои записи. Несмотря на оторванность от областного, да и от районного центра, музей работает круглый год. Здесь не раз бывали зарубежные гости, в том числе отпрыски представительных династий, дипломаты, политики, творческая интеллигенция и, как само собой разумеющееся, туристы и рыбаки. Среди искренних слов благодарности и витиеватых речевых оборотов восхищения нас поразила своей непосредственностью и в то же время глубиной маленькая запись, сделанная детской рукой: «Спасибо моему деду Владимиру Петровичу! Такой прекрасный музей мог создать только он! Внучка Катя».

Метки:
Загрузка...