Горожане обсудили будущее Иркутска

На прошлой неделе прошли общественные слушания по внесению изменений в генеральный план развития областного центра

Возможность первыми высказать свое мнение о документе и внести конструктивные предложения выпала жителям Свердловского района. На заседание, которое состоялось в актовом зале технического университета, пришло около двухсот человек.

Бурному обсуждению будущего облика Иркутска предшествовал почти часовой доклад главного архитектора проекта, специалиста ОАО «Иркутскгражданпроект» Елены Хазыковой. Разобраться в огромном количестве цифр, приправленных к тому же профессиональными терминами, простому горожанину практически невозможно. И потому, как только Елена Петровна закончила выступление, в ее адрес посыпались самые простые вопросы: сколько до 2020 года (а именно на такой срок принимается документ) планируется построить больниц, школ, детских садов; каким образом авторы проекта собираются разгружать переполненные улицы; будут ли организованы новые парковки для автомобилей, дорожки — для велосипедистов, тротуары — для прохожих; и когда, наконец, прекратится беспредел, называемый точечной застройкой... Как заверила присутствующих Елена Хазыкова, социальные объекты в плане заложены в достаточном количестве, запланированы и новые дороги, которые помогут бороться с заторами. Ну а что касается возведения парковок, тротуаров, остановочных пунктов и других некрупных объектов, то эти вопросы входят в компетенцию соответствующих комитетов городской администрации.

— Город должен быть удобным для жизни, он должен иметь свое лицо. В рамках существующего генплана такого лица не видно, — заявил директор ботанического сада ИГУ Виктор Кузеванов. — Город застраивается по азиатскому типу. Идет процесс лепки, когда одно строение прилепляется к другому. При этом зеленые насаждения — леса, парки, скверы — у нас вырубаются катастрофически.

Одним из основных в ходе обсуждения оказался вопрос о строительстве автомагистрали, которая пройдет параллельно улице Лермонтова, в районе садоводства «Садовод» и Кайской реликтовой рощи.

По мнению разработчиков генплана, потребность в такой дороге в Свердловском районе огромна. Увы, других крупных магистралей, способных дублировать ул. Лермонтова, нет — все улицы застроены очень плотно. Сейчас, заявляют авторы, проект существенно изменен: он пройдет по границе дачного товарищества, а Кайской рощи коснется незначительно. Однако владельцы участков и защитники природы опасаются, что разработчики лукавят — ведь обеспечить необходимую ширину для строительства магистрали (а это ни много ни мало 40 метров) в ряде мест без захода на территорию рощи или садоводства практически невозможно... Если вокруг строительства вышеуказанной автотрассы жаркие споры, скорее всего, будут продолжаться еще не один месяц, а может, и не один год, то другую тему с оттенком экологии городские власти закрыли молниеносно. Речь идет о выделении участка под малоэтажное строительство в районе Ершовского залива. Этому вопросу два с половиной месяца назад, во время подобных обсуждений в здании городской администрации (тогда на них присутствовало всего три десятка человек), было также уделено повышенное внимание.

В перечне поступивших замечаний и предложений эта тема тогда оказалась на первом месте. Предлагалось «не предусматривать жилой застройки в районе Ершовского залива». Однако в обосновании проектных решений было указано, что «данная малоэтажная застройка находится в зоне II пояса водоохраной зоны Ершовского водозабора, регламент которой не запрещает размещения застройки». Тем не менее власти решили продемонстрировать принципиальность и запретили владельцу участка что-либо строить на этой территории. Казалось бы, защитники природы своего добились и можно кричать «ура»... Однако не все так однозначно, считает председатель ассоциации малоэтажного строительства «Байкал» Юрий Васильев.

— В последнее время правительство Иркутской области реализует большое количество федеральных программ по обеспечению жильем разных категорий граждан: переселенцев из ветхого и аварийного жилья, ветеранов Великой Отечественной войны, воинов запаса, — напоминает он. — Но по причине нехватки площадок программа развития малоэтажного строительства, принятая, между прочим, на областном уровне, почти не работает.

Зеленые зоны сохранять необходимо — это не обсуждается. Однако спорный участок, если посмотреть на него с высоты птичьего полета, лишь наполовину занят лесом, а вот во второй части это голый пустырь, заросший редким кустарником. Сейчас на свободной территории разрастается... стихийная свалка, организованная владельцами участков близлежащих садоводств. Ветер по кустам разносит рваные полиэтиленовые пакеты, валяются пластиковые бутылки, земля изрыта приезжающими сюда машинами с мусором... Подобная картина наблюдается уже не один год. Может, лучше на месте свалки построить небольшой, уютный микрорайон?

Как отметил Юрий Васильев, технологии малоэтажного строительства, позволяют предельно аккуратно и бережно сохранять окружающую природу. Поэтому, если впоследствии на голом пустыре появится небольшой поселок, квартиры в котором предполагается отдать в том числе и по президентской программе — ветеранам Великой Отечественной войны, участок не постигнет судьба заваленных мусором городских окраин. А та территория, на которой находится настоящий лес, безусловно, должна быть приведена в порядок и передана муниципалитету для придания ей статуса зеленой зоны.

Что касается водозабора, то, по всем нормам, любая застройка не должна находиться ближе 300 метров от этой зоны. В данном случае спорный участок еще дальше — в 480 метрах от водозабора. Если учесть, что сам процесс водозабора происходит где-то в середине водохранилища, то расстояние до участка и того больше — около километра.

 В ходе опроса жителей Свердловского района обозначилось три точки зрения. Одни предлагали оставить все как было. Другие, наоборот, были не против строительства небольшого поселка, при условии соблюдения экологических норм. Третьи выступали за развитие города и сохранение его легких — зеленых участков.

Загрузка...