«Красный эшелон»

Так называли агитпоезд ЦК ВЛКСМ, который 35 лет назад впервые привез артистов строителям БАМа, а потом доставлял даже картины из Третьяковской галереи

«Красный эшелон» — тоже история прославленной магистрали. На этом легендарном агитпоезде тысячи лекторов, выдающихся ученых, военных, писателей, композиторов, артистов (всех не перечислишь!) добирались до самых глухих и далеких точек нашей страны, где шла грандиозная стройка века: среди гор и по бескрайним таежным просторам прокладывали железную дорогу, возводили новые города, поселки, мосты, тоннели. Они тоже считали себя строителями БАМа. Выступали перед рабочими — молодыми ребятами-комсомольцами, поддерживали их дух и веру в собственные силы чем могли и как умели: стихом, песней, танцем, юмористическим куплетом или горьким воспоминанием о войне. Или рассказом о космосе. Конечно, пропаганды, идеологии хватало — бамовцам доводилось и лекции, и политинформации слушать. Но самое главное — они, добровольцы, знали: страна помнит о них, раз в маленькие палаточные городки среди тайги приезжают люди, известные всему Советскому Союзу.

Хлопотное дело

Агитпоезд ЦК ВЛКСМ вышел в свой первый рейс 24 сентября 1975 года. Он был похож на красную расписную птицу, готовую лететь за тысячи километров, —- такой вагонам подобрали яркий наряд.

— Создание агитпоезда оказалось делом необычайно интересным и далеко не простым, — вспоминает Е.Словецкий, его первый руководитель. — При общей заинтересованности и поддержке порой приходилось и преодолевать скептические взгляды отдельных хозяйственных руководителей, в том числе даже руководителей ГлавБАМстроя. В тот период видели они в новом деле лишь дополнительные хлопоты. «До них ли сейчас, если надо формировать строительные отряды, снабжать их механизмами и материалами, продуктами, строить жилье!» — говорили они и не верили, что в лице агитпоезда обретут себе настоящего помощника.

Чтобы понять, каким быть агитсоставу, Словецкий летал в Тынду — там потом находилась база «Красного эшелона»; ходил в обком партии, встречался с бамовцами, взял на заметку многие их просьбы и предложения. В результате родилась оптимальная схема поезда: два вагона-клуба, два — пассажирских, вагон-столовая и вагон-дизельэлектростанция. Эшелон должен был не только выполнять свои прямые задачи — нести БАМу культуру, но и автономно решать другие вопросы: технические, снабжения и т. д. А еще — работать там, где нет рельсов и даже дорог. Тогда надеялись на малые самолеты, вертолеты, автобусы, оленьи упряжки. Первые расчеты и планы работы агитпоезда 19 ноября 1974 года легли на стол секретарю ЦК ВЛКСМ.

Пианино на колесах

Почти год ушел на подготовку. Название родилось само собой: «Комсомольская правда» — по имени центральной молодежной газеты, в свое время бросившей клич «Все на БАМ!». В далекую поездку агитэшелон снаряжали на Московском вагоноремонтном заводе — надо было превратить обычные рейсовые вагоны в уникальный по своему интерьеру, оформлению и оснащению состав. Рабочие выходили после смены, предлагали, спорили.

Работников для поезда подбирали по всей стране — рассылали заявки в комитеты комсомола по разным союзным республикам. Так, в первый рейс, а потом и во многие другие ходила украинская бригада — пятерка девчонок с косичками, из Киева, им только-только исполнилось по 18 лет. Приехав в штаб, девушки сразу проявили характер: «Комсомольские путевки завоевали в ходе конкурса. Настроение боевое. Горим желанием поскорее начать работу, и никакие рассказы об ожидаемых трудностях переубедить нас не смогут. Мы твердо решили — едем на БАМ». Вот такая была молодежь!..

Вагоны поезда постепенно обустраивались — появились библиотека, кинозал, комната для комсомольского актива, загрузили спортивный инвентарь, устроили выставки лучших музеев страны. Целая история вышла с пианино, вспоминает Е.Словецкий:

— Нам говорили, что в условиях поезда, тем более БАМа, брать его с собой не следует: привезем туда лишь груду дров. Но пианино просили строители, оно потребуется композиторам и исполнителям. Владимира Шаинского поехать с нами я уговорил лишь после того как пообещал музыкальный инструмент. В общем, вроде все ясно, а аргументов, как обеспечить сохранность пианино, у нас все не находилось. И вот наконец мне удалось найти одного из работников культуры, который в годы Великой Отечественной войны был в составе агитпоезда, тогда им здорово помогало в выступлениях пианино, которое осталось целым даже на военных дорогах. Этот факт решил все сомнения.

И потом сколько сотен тысяч километров отстучал наш «Красный эшелон», а комсомольское пианино так и звучало для всего БАМа — со дня самой первой встречи агитпоезда с отважными первопроходцами на дальневосточном разъезде БАМ, на обычной строительной площадке, 2 октября 1975 года.

На край света с баяном

Жизнь в агитпоезде и вправду была приближена к боевой: постоянное движение, рывки, остановки. Менялась обстановка вокруг, сменялись часовые и климатические пояса — новичкам было непросто. В штабе вели бортовой журнал, и записи в нем походили на военные сводки. Например:

«В ноль часов 30 минут на борт прибыла агитгруппа из Ворошиловграда. В 1 час 15 минут с группой проведено инструктивное совещание. Первое ее выступление назначено на восемь утра...»

Штаб собирался каждый вечер: подводили итоги, рассматривали возможности агитпоезда и заявки строителей, превращали их в точное число семинаров, лекций, концертов, устных журналов, вечеров отдыха, кинофильмов, спортивных соревнований. Порой это число достигало 40—50 в день.

Прибытие поезда на любую станцию становилось заметным событием для ее населения. «Красный эшелон» заменял собой клуб, кинотеатр, библиотеку, выставочный зал. Стараясь как можно шире вести культурное освоение магистрали, большую часть праздников для первооткрывателей БАМа эшелоновцы проводили вне стоянок поезда. До пяти агитгрупп забрасывали на вертолетах по разным населенным пунктам. А в это время на месте работал вагон-клуб. Иногда, например, через кинозал, вмещавший 60—70 человек, за день проходило до тысячи зрителей. В дорогу отправлялись не с пустыми руками — брали костюмы, книги, реквизит, музыкальные инструменты. Один сложный агитдесант в Чару вспоминает Е.Словецкий — на знаменитое Удоканское месторождение меди:

— В 1976 году осенью там еще не было строителей. В поселках Чара, Западный и Наминга стояли в основном домики и палатки изыскателей и геологов. Рельсы большого БАМа должны были прийти лишь через несколько лет... Штаб поезда решил с помощью летчиков (самолеты туда летали редко, ледовая корка уже покрыла аэродром) забросить на Удокан десант. Летели самолетом, сменили три вертолета Ми-8, и вот наконец с ожиданиями погоды на третьи сутки Ми-6 доставил группу (23 человека!) в Чару. И сразу — в клуб. А рано утром уже тряслись по скалистой дороге, проложенной взрывами, иногда шли пешком, переправлялись на плотах и пароме, но выступили во всех близлежащих поселках. Из бортового журнала:

«8 февраля 1976 года. Все дальше на север уходит автобус с пропагандистско-художественной группой агитпоезда. В полночь около станции Нагорной миновали отметку 1140. Эта высота над уровнем моря — макушка Станового хребта. Синоптики обещали утром минус 52 градуса. Как выяснили в поселке Золотинка, дальше строителей пока еще нет, принимаем решение возвращаться на стоянку агитпоезда — в Тынду...» Иначе они не могли — ехали туда, на край света, потому что чувствовали себя посланцами Большой земли, всей своей огромной страны. А начальники ГлавБАМстроя удивлялись, отмечая в своих докладах: после выступлений коллективов агитпоезда у строителей повышается производительность труда, люди работают с большим желанием и подъемом.

Продолжение в следующем номере.

В тему

В составе «Красного эшелона» на БАМе побывали:

* Алексей Леонов, летчик-космонавт, Герой Советского Союза

* Валентин Лебедев, летчик-космонавт, Герой Советского Союза

* Николай Козлов, генерал-лейтенант, Герой Советского Союза

* Михаил Пляцковский, поэт

* Владимир Шаинский, Георгий Мовсесян, Людмила Лядова — композиторы

* Александра Пахмутова, композитор, и Николай Добронравов — поэт

* Дин Рид, певец

* Борис Брунов, конферансье

* Эдуард Назаров, художник киностудии «Союзмультфильм», автор рисунков Чебурашки

* Елена Драпеко, Людмила Зайцева, Борис Токарев — актеры

Елена Русских

Использованы материалы сборника «От Байкала до Амура» (изд-во «Современник», Москва, 1986), статья Е.Словецкого «Рейс длиною в десять лет».

Метки:
baikalpress_id:  35 611