Ангарские пороги

Триста верст сибирской реки делили девять подводных скал

О неповторимой красоте Ангары теперь по большому счету можно говорить только в прошедшем времени. Великая река не походила на другие водоемы России. Многое в ней было необычным и исключительным, особенно пороги. Ниже Братска Ангара несла свои воды над гранитной грядой, и на протяжении 300 километров ее пути находилось девять порогов. Из них наиболее трудные для судоходства носили необычные названия — Похмельный, Пьяный, Падун, Долгий и Шаманский. С постройкой Братской ГЭС уровень реки поднялся, и пороги навсегда скрылись под водой.

Пьяный и Похмельный

Название опасных участков родилось не на пустом месте. Старожилы вспоминали, что после преодоления Пьяного порога команда судна обязательно пировала на радостях, а на следующий день с головной болью штурмовала следующий порог — Похмельный.

Тогда путь через главные Ангарские пороги был доступен только для мелких судов и только по высокой воде, при условии что суда проходят с участием местных лоцманов — вожжей и их помощников кормчих, людей знающих, осторожных и решительных. Поэтому к вождению судов допускались только избранные проводники, селившиеся возле порогов. От Братского острога в 6 верстах на правом берегу стоял небольшой утес, который служил основанием Похмельного порога. Порог состоял из трех гряд подводных камней с разбросанными большими глыбами по покатому руслу реки, имевшему падение до 7 метров на версту.

Во время рекостава подводные камни скрывались под водой, и прохождение через пороги не представляло особых затруднений. Но при мелководье они торчали поверху, и тогда суда и лодки могли миновать это опасное место только через разлом, или, как говорили в Сибири, ворота — шириной до 20 и глубиной до 5 метров. Этот разлом находился между камнями первой гряды, и вода устремлялась туда на большой скорости. Пьяный порог считался во всех отношениях опаснее Похмельного. Обычно судно проходило его за три минуты, но какие это были минуты!..

Вожатый должен был точно направить судно в ворота. От его умения зависело успешное преодоление порога. Чтобы попасть в ворота, нужно было поравняться с одним огромным камнем, называемым местными жителями Копной из-за его величины. В этом месте кормчий быстро поворачивал направо — и он в воротах. Если спешил, то лодку проносило мимо и неизбежно разбивало о камни. Копна-камень служил своего рода маяком.

В одной стариной повести приводится эпизод, вполне характеризующий мощь и буйство ангарской стихии. Путешественники, преодолев Пьяный и Похмельный пороги, спрашивают лоцмана: «Всегда ли благополучно проводишь ты суда?» Тот отвечает твердо: «Всегда, потому что мы знаем каждый камешек на реке, на том стоим с малолетства». — «А если кто-нибудь, не зная о ваших порогах, пустится без лоцмана?» — «Так и останется там навеки. Да вот иногда беглые плывут на плотах вниз по Ангаре, мы им кричим всегда с берега: «Вечная память, ребята!»

Падунский порог

Наконец корабль подходил к Падунскому порогу — самому величественному из всех. Далеко был слышен его оглушительный шум, далеко видны большие волны, брызги и пена. С наступлением сибирских морозов Падун затирали льды всего на 2—3 дня, но потом силой воды их вышибало, и порог, покрывшись туманом, не замерзал всю зиму. Против Падунского селения Ангара образовывала обширный бассейн, а дальше гребень горы по длине более километра, по ширине до двух верст.

Этот гребень преграждал ход воды, и, поднявшись на него, река всей силой течения, всей массой воды бросалась вниз по семи широким уступам, как по ступенькам. Вода рвалась между громадными камнями, пенилась, клокотала с высоты гребня примерно до 20 аршин, или 15 метров. В этой гранитной преграде река со временем пробила два фарватера. Один, называемый Старым, был известен с глубокой древности. Чтобы попасть в него, нужно было более 15 верст заводить судно между островами вверх по Ангаре. Поэтому в 1824 году крестьяне окрестных селений собрались под командой опытного и смелого вожжа Дубровина, по прозвищу Сарабка, и решили отыскать новые ворота.

Долго осматривали они каменную гряду, подплывали к ней в лодках, спускаемых на канатах. Обшарили баграми дно, пока не натолкнулись на глубокую прорву почти в середине реки. Разлом находился между огромными камнями, и падение воды здесь было так круто, что сверху порога не видно было в волнах сбежавшего вниз корабля.

 Падунский порог один из немногих, который суда не могли преодолеть с грузом. Их в обязательном порядке разгружали, а потом заводили далеко вверх по течению и оттуда направляли в ворота. По выражению местных жителей, иногда «спускали одни доски». Все другие пороги по Ангаре до Енисея суда проходили, не разгружаясь. Впоследствии на месте Падунского порога была возведена Братская ГЭС.

Дубинино: легенда об отважной женщине

Спустившись через Падунский порог и проплыв 60 верст до деревни Дубыниной, что лежала на левом берегу Ангары, предстояла встреча с порогом Долгим, или Дубынинским. Встречается и более мягкое название — Дубининский. Он состоял из подводных скал, которые выглядывали из воды тупыми оконечностями до 2—3 метров. Часть скал скрывалась в глубине, но в малую воду они выступали перед вожатым и кормщиками в виде каменных башен, густо разбросанных по крутой покати. Вода устремлялась между камнями, образовывала огромные водовороты, они и составляли главную угрозу.

Однажды по Ангаре шло судно с 112 рабочими на золотые промыслы. В начале Дубынинского порога по неосторожности вожатого судно завернуло в самом большом улове и кинуло на камни. Вожатый в страхе бросился с судна вплавь на берег, думая, что все погибли. Народ стал сигать в воду. Кто умел плавать — выплыл, других спасли с лодок; утонуло только три человека. На уцелевшей части палубы осталась женщина с ребенком, ожидавшая в страхе неминуемой погибели. Быстрая вода с шумом пронесла разбитое судно воротами через порог и выбросила на мель. Женщина спаслась. Однако подобные примеры были редки.

По легенде, название деревни и порога Дубынинского происходит от Дубыни, или по-сибирски — Дубыничихи, женщины, сосланной из Новгорода во времена давно минувшие и поселившейся здесь. По преданию, смелая изгнанница проплыла в лодке порог в те годы, когда на Ангаре только появилось судоходство. Местные жители приписывали ей большой рост, мужественный характер и двух сыновей-помощников.

Дубиня — скорее всего, реальное лицо. Дело в том, что в 1969 году при подготовке ложа Илимского водохранилища археологи вели раскопки Могильного угора — самого старого деревенского кладбища Дубининского поселка. Среди прочих находок они обнаружили захоронение: два скелета в одной могиле в долбленых гробах. Такие гробы использовали новгородцы в XVII веке. Археологов поразили большие размеры костей женского скелета.

Шаманский порог

От Долгого порога до Шаманского (второе название — Ершовский) было примерно 157 верст. Это расстояние судно и лодка при стремительном течении Ангары преодолевали за сутки, несмотря на продолжительные остановки.

Шаманский порог считался самым непроходимым. В лоцманской карте Ангарских порогов указывается, что «...в Падуне только 3 раза погружает лодку в волны и в 3 минуты выбрасывает ее с конца на тихую зыбь воды. В Шаманском бьет 19 минут и по крайней мере 30 раз окунает в волны, что при ветре составляет большую невыгоду. В Падуне ворота вдвое шире, глубже и прямее Шаманских, тогда как в последних они узки, мелки и изгибаются между камнями, и эти изгибы надобно угадать по знакам на утесах. Одно неудачное направление кормчих в один миг топит судно».

 ***

18—19 июля 1961 года началось наполнение Братского моря. 28 ноября 1961 года в 00 часов 14 минут первый генератор новой ГЭС встал под нагрузку. Эту дату принято считать днем рождения Братской ГЭС. 14 декабря 1966 года под промышленную нагрузку поставлен последний, 18-й (станционный № 8) агрегат крупнейшей в мире гидроэлектростанции. В первых числах сентября 1967 года Государственная комиссия подписала акт принятия Братской ГЭС в промышленную эксплуатацию с оценкой «отлично».

12 сентября 1967 года уровень Братского водохранилища достиг проектной отметки, а его воды навсегда скрыли гряду Ангарских порогов.

Метки:
baikalpress_id:  13 498
Загрузка...