Танец длиною в пять тысяч лет

Жительница Иркутска поедет в Индию, чтобы повысить свое хореографическое мастерство

Таяна Васильева — руководительница школы танцев «Ситара», которая уже третий год существует в Иркутске. Хореографией занималась с первого класса, но Индия, как рассказывает, проснулась у нее в душе лет в двенадцать. В то время семья жила во Владивостоке. Маленькой девочке совершенно случайно попалась на глаза пластинка с индийскими песнями, которая вскоре стала самой любимой. Возможно, если и существуют прошлые жизни, то это память о них проснулась тогда в ней, считает танцовщица.

После школы она выучилась на искусствоведа, какое-то время работала художником-модельером, преподавала танцы, но другого рода. — Все было до неприличия банально, — вспоминает она сейчас. — Я в то время преподавала эротические танцы. Но всегда была мечта-идея собрать группу по «индии». Предложила своим девчонкам, мол, давайте чего-нибудь разучим. А дальше понеслось...

Вскоре собралась целая труппа девушек, встал вопрос о названии коллектива. Из множества вариантов выбрали самый поэтичный — «Ситара». Почему? Это индийский многострунный инструмент. Каждая струна, как девушка-танцовщица, дает свой особенный звук. Когда они сливаются в одно, звучит музыка — рождается танец. А позже «девушки-струны» узнали, что слово «ситара» переводится еще и как «звезда». Сейчас в шоу-группе 14 человек. Конечно, любая женщина хотела бы побыть на месте индийских танцовщиц — нарядиться в прекрасное сари, надеть блестящие украшения и отплясать так, чтобы восхищенные взгляды всех мужчин в зале были обращены именно на нее. Но это только внешняя сторона. А за кулисами приходится очень много потрудиться, прежде чем выйти на сцену.

Руководительница школы рассказывает, что желание учиться есть у многих, но практически всех одолевает страх: мол, слишком сложно, не выдержу. По статистике, из 10 девушек, начавших заниматься, в шоу-группе остаются только две.

Прабабушка балета

— В Иркутске мне не хватает красок, — делится Таяна. — А Индия для меня — это яркость, пестрота. Это страна множества языков, наречий, там много штатов — и в каждом что-то свое в культуре. Танцев народных и классических великое множество. Если говорить о классике, то, например, северный стиль называется катхак, а на юге танцуют бхарат-натьям. Бхарат и катхак — классические танцы, известные издревле. Бхарат — самый древний исторически задокументированный танец-театр, ему уже больше пяти тысяч лет! Представления первоначально имели чисто религиозное значение — их устраивали в храмах. Главным героем постановки становился бог, в честь которого храм воздвигнут.

Другой стиль — катхак — тоже не из новых. А зародился он в городе Лакнау. С древнейших времен танцоры развлекали простой народ, инсценируя легенды. В Индии до сих пор очень много неграмотных людей, а язык движений понятен всем — поэтому танцы служили и для передачи информации. Но для того чтобы выступать перед зрителями, необходимо сначала пройти обучение, которое длится несколько лет. Поэтому в Индии еще с малого детства отдают детей в храмы — постигать красивую науку.

 — Я уважаю все творчество, все направления, — говорит Таяна. — Но «индия» отличается от всего остального — нельзя выучиться чисто технически и, натянув на лицо дежурную улыбку, выйти к зрителю. Танец необходимо прочувствовать душой. Поэтому, прежде чем перейти к практике, мы его изучаем: переводим текст песни, изучаем историю танца и сюжет.

В индийских постановках всегда есть солистка. Внимательный зритель может заметить, что ведет она не только в танце, но и в голосе — песню обязательно нужно пропеть. Это та еще задачка: движения и без того сложные, а нужно одновременно петь на чужом языке и не забывать про мимику. Любителям плясок а-ля «два прихлопа, три притопа» здесь действительно делать нечего.

Ах это индийское кино!

За время своего существования коллектив накопил большой танцевальный материал. Нельзя было утаивать такую красоту от иркутян, и Таяна взялась за организацию концерта под названием «Ах это индийское кино, или Давайте танцевать!». Задача оказалась не из легких. Тренировки стали проходить интенсивнее и чаще. Но и с организацией самого концерта все оказалось непросто. Практически в самый последний момент девушкам отказали в предоставлении места для выступления, хотя на этот счет уже имелась договоренность. Пришлось срочно обратиться в ТЮЗ имени Вампилова. Таяна благодарна работникам театра — они не просто спасли концерт, но и поддержали в трудную минуту добрым словом.

 — На сегодняшний день в Иркутске мы единственные, кто серьезно занимается «индией». Но мы просто физически не смогли бы тащить на себе весь концерт, поэтому пригласили коллективы, которые как бы вносят разнообразие в свою программу индийскими номерами, но не погружаются в это полностью, — объясняет Таяна.

Концерт поддержали школа восточного танца «Оазис», студия экзотического танца «Эсперанто», музыканты из группы «Харинама» и детский ансамбль «Радуга». Кстати, с ребятишками тоже занимается Таяна. Соседи как-никак — репетиции «Ситары» проходят в Доме детского творчества № 5.

К слову: несмотря на название концерта, к Болливуду в коллективе отношение неоднозначное. Есть те, кто пришел в шоу-группу после сотого просмотра «Зиты и Гиты», а вот главная струна коллектива, Таяна, признается, что индийское кино не очень-то жалует.

Проверено на себе

После концерта и интервью журналиста «Копейки» пригласили на репетицию коллектива. Мол, посмотрите, чем мы, собственно, занимаемся. Так что, надев одежду посвободнее и приготовившись морально, я отправилась на встречу с прекрасным.

Девушки занимаются босоногими, в легких длинных юбках, в остальном одежды по минимуму. Оно и понятно — скоро в этом зале будет жарко. Сама Таяна еще и в ножных браслетах, которые звенят при каждом движении — отбивают ритм.

 — Когда я еще училась, в начале девяностых, у нас никаких браслетов не было. Так мы мешочки с солью к ногам привязывали и так занимались, — вспоминает она. — А вот, кстати, в Индии полное «обмундирование» танцовщицы может весить килограммов тридцать. И ничего, улыбаются, пляшут.

Между делом танцовщица поделилась и секретами женской красоты. — Каждый день прихожу в зал и хорошенько стучу ногами — это часто приходится делать в танце. К тому же очень полезно — на ступнях располагается много важных акупунктурных точек. Постучишь так ножками, да подольше, — и вся лишняя вода из организма через какое-то время выйдет. Средство от целлюлита отличное! Я вот уже не юная барышня, а — тьфу-тьфу-тьфу! — ничего такого нет и не было никогда.

Занятие начинается с разминки. Очень большая нагрузка приходится на ноги. Натренированный нелегкой жизнью и разными шейпингами журналист и тот почувствовал, какое же это тяжелое дело — постижение хореографического искусства Индии.

Но есть люди, которые без трудностей жить не могут — такая натура. Чем сложнее задача, тем интереснее ее решать, так считает участница «Ситары» Евгения. В труппу она пришла всего около года назад, но уже практически не отстает от своей наставницы. До этого Женя долгое время занималась восточными танцами. Но сменила направление без колебаний.

 — Я болею Индией с детства! Просто влюблена в их культуру, кино, без ума от нарядных сари и украшений, — перечисляет девушка. — Люблю болливудские фильмы. Мечтаю когда-нибудь побывать в этой стране. А пока что вот танцую...

На занятии девушки разучивали и классику, и эстрадный танец. Не могу не рассказать об одном из номеров. Он называется «Возлюбленная». Сюжет таков: некий молодой человек, вместо того чтобы идти на свидание к своей девушке, приходит к... проститутке. Казалось бы, дальнейшее развитие событий вполне прозаично и понятно каждому. Но не тут-то было! И куртизанка с нравственным потенциалом Индиры Ганди дает парню настоящую отповедь. Как это принято в Индии, свое возмущение низким поступком юноши она выражает в песне: не стыдно, мол, сюда бегать, интересно, что бы на это сказала твоя возлюбленная? Посмеяться над незадачливым клиентом она зовет своих подружек. Тычет в парня пальчиком, посмотрите, мол, совсем стыд потерял! Вот такие пляски.

 — У нас постепенное обучение, — рассказывает Таяна. — Если новичку удалось с первого раза повторить движения, это уже хорошо. Вообще, конечно, девчонок не хватает. А парней не хватает еще больше. И мы будем очень рады видеть новые лица в нашем дружном коллективе. Ведь красота индийского танца еще и в массовости. Помните финальную сцену фильма «Миллионер из трущоб»? Когда в едином порыве на сцене движется одновременно много людей, танец начинает играть — становится более зрелищным и ярким.

В ближайших планах коллектива — выступление в Ангарске, которое, предположительно, пройдет в ноябре. А руководительница «Ситары» вскоре собирается поехать в Индию, чтобы учиться в Академии танца города Лакнау. Там талантливую иркутянку уже ждут.

Загрузка...