Копылов — художник

Иркутскому художественному училищу недавно присвоено имя его основателя

Иркутское художественное училище — одно из старейших художественных учебных заведений в нашей стране. До его появления в 1910 году на бескрайних просторах Сибири и Дальнего Востока не было ни одной художественной школы. Отцом-основателем иркутского училища стал необыкновенный человек — Иван Лаврович Копылов. Несмотря на смутное революционное время, он сумел не только организовать в Иркутске класс рисунка и живописи, но и сохранить его.

Родился Иван Лаврович 24 февраля 1883 года в селе Кутулик Балаганского уезда Иркутской области. Его отец, Лавр Феофилович, был сельским священником, отличавшимся твердым характером и особым рвением к просветительству. Главной своей задачей Лавр Феофилович считал обращение в православие местных бурят. Он и его семья даже жили не в русском селе, а в центре Аларского аймака «язычников». Мать, Надежда Павловна, тоже была из семьи священнослужителя, и, скорее всего, это была сильная духом женщина. Глава семейства умер рано, когда Ивану было всего 12 лет, а ведь он был одним из самых старших детей.

Поэтому Надежде Павловне пришлось одной поднимать своих отпрысков на ноги, и она до самой смерти работала сельской учительницей. Совершенно естественно, что Ивана очень рано начали готовить к миссионерской деятельности. Когда мальчику было всего восемь лет, его отдали учиться в Иркутское духовное училище, а еще через шесть лет — В Иркутскую духовную семинарию, которую он окончил в 1903 году. Надо отметить, что Иван уже здесь мог реализовать свою страсть к рисованию. В числе обязательных дисциплин в духовном училище и семинарии было не только слово Божье, но и, например, пение. Рисование тоже поощрялось, поскольку это был прямой путь к иконописи.

Осенью 1903 года одаренного выпускника семинарии направили в Казанскую духовную академию. Однако желание Копылова стать художником побеждало желание сделать блестящую карьеру священнослужителя, и он параллельно поступил в Казанское художественное училище. Но уже через полгода Иван Лаврович твердо решает бросить провинциальную Казань и духовную академию, и решает поступить в Петербургскую академию художеств. В те годы именно Петербург был столицей искусства, и творческая жизнь здесь просто кипела, но Копылов недолго учился.

В 1904 году Петербург отличался не только творческой, но и революционной активностью. Молодежь, в том числе и студенты Академии художеств, мечтали о революции. Не остался в стороне и Иван Лаврович, в революционную борьбу он включился активно. Сын миссионера воспринял марксистское учение как социальное миссионерство. Он вступил в марксистско-ленинскую партию, с рассказами о социализме и коммунизме ходил по различным организациям, расклеивал листовки. За это уже в январе 1904 года был арестован и после четырех месяцев тюремного заключения на два года выслан в Восточную Сибирь.

Копылов поселился в Иркутске. Стал служить учителем пения и давать частные уроки рисования. Примерно в это время он женился на дочери иркутского купца Марии Большедворской, которая принесла с собой хорошее по тем временам приданное — 10 тысяч рублей.

В августе 1905 года Иван Копылов получил амнистию и уже через месяц снова был в Петербурге, чтобы продолжать свое художественное образование. Здесь он год учился в одной из частных мастерских, но и эта учеба перестала его устраивать. Тогда в 1906 году он уезжает во Францию. Париж того времени — центр мировой культуры. Здесь Иван Копылов поступил в парижскую Академию Жюльена, но в 1910 году умерла его мать, и художник вернулся в Иркутск.

В этом же году он открывает класс живописи и рисунка. Надо сказать, что подобные классы открывались в Иркутске и до Копылова, однако очевидная заслуга Ивана Лавровича заключалась в умении сохранить школу. Одной из причин, по которой художественные школы не могли тогда существовать, было плохое финансирование. Копылов же стал брать заказы, что позволяло ему даже выплачивать некоторым студентам стипендию. Те, кто учился у него, делились на три категории — студийцы, подмастерья и мастера. Студийцы только учились и платили за обучение. А подмастерья и мастера и учились, и работали в мастерской по выполнению заказов: рисовали афиши, плакаты, оформляли праздники, театральные спектакли. Уже через три года после открытия учебное заведение Копылова стало популярным на всю Сибирь.

При этом Копылов вел активную пропагандистскую деятельность. Он был членом-учредителем и председателем Иркутского филиала общества «Новая Сибирь». Занимался вопросами изучения сибирского искусства, состоял членом ВСОРГО с 1912 года и Ученого комитета Бурят-Монгольской АССР с 1929 года. Участвовал в работе над Сибирской советской энциклопедией, был автором персоналий о художниках Сибири. В 1932 году его приглашают преподавать в Ленинград, в Институт пролетарского изобразительного искусства. Сначала профессором живописи и рисунка педагогического факультета, потом профессором истории искусств. С 1937 по 1941 год Иван Лаврович Копылов работал заведующим сектором живописи и рисунка методического кабинета Всесоюзной академии художеств. 9 апреля 1941 года его не стало. Сегодня можно смело сказать, что самая большая заслуга Ивана Лавровича Копылова в том, что он положил начало изобразительному профессиональному образованию в Сибири. Теперь иркутское художественное училище будет носить его имя.

Фото из архива Иркутского художественного училища. Редакция благодарит искусствоведа, заместителя директора по творческо-просветительской работе Иркутского художественного училища Ирину Георгиевну Федчину.

Метки:
baikalpress_id:  35 589