Учимся разумной экономии

Электричество давно стало незаменимым для современного человека. Однако не все умеют грамотно и рационально его использовать. Обучающую функцию взял на себя Сервисный центр Иркутскэнергосбыта: в августе в Иркутской области проводится серия обучающих семинаров. Преподаватели — работники Сервисного центра Иркутскэнергосбыта и ИРМЕТа — фирмы, которая тесно сотрудничает со сбытовиками и более десяти лет поставляет приборы учета тепла и электроэнергии по ценам заводов-изготовителей. Участником такого бесплатного семинара может стать любой желающий, здесь каждому дадут необходимую информацию. Первые слушатели — руководители управляющих компаний, председатели садоводческих и гаражных кооперативов.

Пилотный семинар, посвященный экономии электроэнергии и современным системам учета электроэнергии, прошел в офисе Ангарского отделения Иркутскэнергосбыта. В нем приняли участие как представители потребителей — предприятий и ТСЖ Ангарска, так и сотрудники ангарского отделения, которым предстоит вести с потребителями разъяснительную работу.

Обычно мы выбираем счетчики по трем критериям: цена, цвет и «утопленность» (будет новый счетчик сливаться со стеной или будет выдаваться из стены). Остальные характеристики прибора учета рядовому потребителю обычно ничего не говорят. Как показывает опыт, мало что о возможностях современных приборов учета знают и проектировщики жилья. Но, опираясь на эти возможности, можно решить или предотвратить множество проблем многоквартирных домов, гаражных и садоводческих кооперативов. О том, как это сделать, и идет речь на таких семинарах. Во время семинаров сотрудники ИРМЕТа наглядно демонстрируют принципы действия автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ).

Современные электросчетчики умеют не только подсчитывать израсходованную энергию, но и самостоятельно передавать показания по различным каналам связи, например, в стандарте GSM, используемом в современных мобильных телефонах. Для потребителя такой счетчик удобен, например, тем, что фиксирует напряжение в сети, что позволяет предъявить энергоснабжающей организации обоснованные претензии при понижении или скачке напряжения. Для садоводств, ГСК или ТСЖ актуальнее другие функции такой системы: возможность, не заходя в дом, снять показания счетчиков, проконтролировать, какова мощность используемых в данный момент электроприборов или же дистанционно включить или выключить подачу электроэнергии потребителю.

Современные счетчики можно запрограммировать так, что они будут отключаться, когда потребитель израсходует предоплаченную сумму или превысит заранее установленный лимит мощности. Можно сделать и так, чтобы за сверхнормативное потребление абонент расплачивался по более высокому тарифу. Нынешняя техника имеет защиту от «очумелых ручек» тех, кто ворует электроэнергию: любая попытка снять крышку со счетчика и помудрить с проводами и клеммами сразу же «видна» оператору сети.

Впрочем, для того, чтобы еще больше усложнить жизнь потенциальным ворам, счетчики производятся и во влагостойком исполнении для установки на электроопорах; в доме монтируется только дисплей для снятия показаний. Возрастает и безопасность жизни: забыв включенный утюг, можно по звонку дежурному полностью обесточить дом или квартиру, а по возвращении — попросить включить электроснабжение. Поверять новые счетчики приходится всего раз в 16 лет. По опыту иркутян, система сравнительно быстро окупается: так, в иркутском садоводстве «Ангара» после установки новых счетчиков всего лишь десяти наиболее проблемным абонентам ежемесячный недобор средств за электроэнергию сократился на 20 тысяч рублей, следующие 10 «умных» счетчиков сократили недобор еще на 5 тысяч.

По словам специалистов Сервисного центра Иркутскэнергосбыта, экономить существенные суммы можно не только на том, что уже потребляется, но и на том, что еще только планируется использовать. Каждый киловатт присоединяемой мощности стоит 11 тысяч рублей, и многие ТСЖ изначально переплачивают, не зная, сколько же мощности им потребуется в будущем. Не умея правильно произвести расчеты, руководители ТСЖ просто суммируют гипотетическую мощность лифтов, электроплит, стиральных машин и прочей бытовой техники во всех квартирах, не учитывая, что они практически никогда не будут работать одновременно. Ежегодно присоединяется по 135 тыс. кВт новой мощности, хотя потребности вводимых объектов гораздо ниже.

Еще один существенный резерв коллективной экономии «нашелся» прямо в ходе семинара в Ангарске при ответе специалиста Сервисного центра на вопрос одной из участниц. Представительница МУП «Ипотечное агентство г.Ангарска» сообщила, что для ввода в строй нового дома предприятию предлагают оплатить всю присоединяемую мощность по второй категории, то есть по повышенной степени надежности. На самом же деле строительные нормы и правила предполагают, что таким образом подключаются системы жизнеобеспечения дома — аварийное освещение, лифты, узлы учета, домофоны. Если оплатить по второй категории только это, а не все электроплиты дома, экономия составит несколько сот тысяч рублей. Обнаружение этого просчста проектировщиков вызвало предложение руководства Сервисного центра провести семинары для специалистов проектных организаций и познакомить их с возможностями современных систем учета электроэнергии, чтобы застройщикам или правлениям ТСЖ не приходилось платить за переделку морально устаревших и малофункциональных схем.

Руководитель Сервисного центра Иркутской энергосбытовой компании Ольга Стспкина: «Сейчас наш Сервисный центр разрабатывает целый цикл семинаров для разных категорий пользователей, начиная со школьного возраста. Уже в детстве нужно учить азам — тому, как безопасно пользоваться электроприборами, как снимать показания с электросчетчика, как вести себя при коротком замыкании или при виде упавшего провода, как оказать помощь пострадавшему от удара током. Электричество — одно из важнейших жизненных благ, наряду с водой и воздухом. Обращаться с ним и беречь его тоже надо учиться».

Метки:
baikalpress_id:  13 339