Шлюпочный марафон

70 лет назад команда физкультурников завода № 125 им. Сталина отправилась по Байкалу на шлюпках, одиссея длилась полтора месяца

«На Байкал сегодня уплываем, Нас кругом приветствуют друзья. Для защиты Родины прекрасной Закалять плывем себя!»

14 июля 1940 года, 70 лет назад, эти строки стали гимном команды физкультурников завода № 125 им. Сталина, отправившихся в кругобайкальский шлюпочный проплыв.

 — В 1939 году работали со мной в цехе мастер Никульшин и конструктор Харинов. Однажды они рассказали, что готовятся идти в шлюпочный поход по Байкалу. Предложили и мне поучаствовать, — вспоминает здравствующий ныне участник похода, ветеран авиазавода Иннокентий Иннокентьевич Распопин. — Целый год мы готовились, все свободное от работы время проводили в военно-спортивном клубе, где изучали морское дело. Сначала группа состояла из 15 человек: 14 основных и я числился запасным. Так сложились обстоятельства, что один из участников вынужден был отказаться от путешествия. Таким образом, мне посчастливилось окончательно закрепиться в команде!

Зимой будущие путешественники изучали Байкал по картам и книгам, а практические занятия, когда стаял лед, проходили на Ангаре. Новоиспеченные моряки учились ходить под парусами и на веслах, и даже дайвинг осваивали: погружались в студеные ангарские воды в тяжеленных водолазных костюмах...

И вот наступил долгожданный день. Два шестивесельных яла (именно так по-морскому назывались шлюпки) с полной оснасткой отправились в путешествие. Столь значимое событие освещалось в газете «Восточно-Сибирская правда»: «Молодые моряки соединят полезное с приятным, — писал корреспондент В.Михайлов. — Будут закаляться на байкальских волнах под лучами летнего солнца, отдыхать у лагерного костра на берегу, охотиться, читать лекции, проводить беседы с прибрежными жителями сел и поселков, организовывать оборонные кружки, а самое главное — завершат знания по морскому делу, чтобы подготовленными пойти нынче осенью в ряды Красной Армии».

 В нескольких километрах выше по течению Ангары спортсменов ждал катер, который и доставил их к озеру Байкал. Выйти в большое плавание планировалось на следующий день.

 Но море, как известно, всегда испытывает людей на прочность. Вот и наши путешественники на третий день похода попали в шторм. Горный ветер был настолько сильный, что одну шлюпку перевернуло на бок. Дождь, волны, почти нулевая видимость... Лодку не без труда удалось развернуть, но все запасы продуктов и вещи вымокли, а кожа на ладонях мореплавателей был содрана.

 — Командир видит, что дело плохо, передает по семафору: «Дрейфуйте!», — словно заново переживает те приключения Иннокентий Иннокентьевич. — А что нам еще оставалось?! Так и шли к берегу села Посольское: двое на веслах, четверо вычерпывают воду, а еще двоих морская болезнь одолела — лежали в лежку! Но у берега путешественников снова ждали трудности — шлюпки сели на песчаную косу. Где вброд, где вплавь пришлось добираться до рыбацкого барака. Здесь и заночевали... А утром обнаружили, что рыбаки на лошадях вытащили шлюпки на берег. Намокшие запасы продуктов пришлось выбросить, рация вышла из строя, осталась только одежда. И как продолжать поход? Ведь впереди еще полтора месяца пути... Решили отбить телеграмму в Иркутск, почти что с призывом «SOS!», на которую незамедлительно получили ответ: «Плывите. В Горячинск вышлем 1500 рублей». И спортсмены продолжили свой путь.

 Где бы ни причаливали шлюпки, в каком бы поселке или деревне ни останавливались на ночлег — участники кругобайкальской экспедиции везде проводили беседы и лекции о международном положении, рассказывали о Дне авиации и военно-морского флота, устраивали вечера самодеятельности, организовывали пионерские отряды. Многие из жителей северной части озера даже и не знали, что закончилась война с Финляндией! Поэтому путешественники взяли на себя обязанность просвещать прибрежное население. По ходу экспедиции участники сдали нормы на оборонный значок «Моряк» и ОСВОДовский* значок водоспасателя. — Чего только ни случалось с нами за время похода. И плохое было, и хорошее, — продолжает свой рассказ Иннокентий Иннокентьевич. — Причалили мы у поселка Давша на ночлег. Дождь льет, холодно, ветер... Так получилось, что палатка покачнулась и стенка легла мне на лицо. Я подскочил да как закричу: «Полундра!». А Лопатин — один из участников проплыва — услышал мою команду и тоже рванул на улицу. Причем так неловко, что снес опорную стойку и палатка упала. С тех пор его прозвали лунатиком и долго смеялись над этим происшествием.

 Так и шли заводчане-физкультурники полтора месяца по славному озеру. Но все когда-нибудь заканчивается... 27 августа экипажи спустились вниз по Ангаре и прибыли в Иркутск. На пристани ОСВОДа их уже ждали с поздравлениями представители партийных, комсомольских и профсоюзных организаций города. А в родном поселке авиастроителей в честь покорителей Байкала устроили торжественный митинг.

 Немногие в дальнейшем решались повторить этот подвиг. Алексей Николаевич Питьков, начальник лаборатории диагностики и наладки ПТО Энергозавода и по совместительству заядлый турист, считает, что сейчас вполне можно повторить тот легендарный проплыв:

 — Такой поход очень интересен и по-своему сложен, — поделился он соображениями, узнав о своих коллегах-туристах из далекого прошлого. — Сейчас осуществить подобное было бы гораздо проще: нет проблем с экипировкой, оборудованием, все гораздо прочнее, легче и надежнее. Если задаться целью — проплыв можно повторить. Хотя бы для того, чтобы в старости с гордостью вспоминать, как покорялось славное море-озеро Байкал.

*ОСВОД — общество спасения на водах, крупнейшая в СССР добровольная массовая общественная организация.

* 1640 км прошли заводчане на шлюпках. Из них 377 — под парусами и 1263 — на веслах. За 45 дней команда обогнула озеро Байкал. За время проплыва было проведено 65 бесед и докладов для местного прибрежного населения. А также организовано и проведено 7 вечеров художественной самодеятельности, создано 6 низовых ОСВОДовских организаций, вовлечено в члены ОСВОДа 325 человек.

Метки:
baikalpress_id:  13 272